Вывод российских погранвойск и казахско-таджикские отношения - Караван
  • $ 479.05
  • 534.57
+18 °C
Алматы
2024 Год
22 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Вывод российских погранвойск и казахско-таджикские отношения

Вывод российских погранвойск и казахско-таджикские отношения

В последнее время события на таджико-афганской границе все больше привлекают внимание не только республик Центральной Азии и России, но также США и западных стран.

  • 6 Января 2005
  • 3030
Фото - Caravan.kz

Неоднозначную реакцию на вывод российских пограничников с таджико-афганской границы проявляют и жители Таджикистана, проживающие в зонах действия российских погранотрядов.
Так, сообщение о запланированном выводе российских войск с памирского участка крайне обеспокоило местных жителей.
Что выразилось в проведение акций протеста. Жители обеспокоены не только перспективой потери чувства личной безопасности. Ни для кого в республике не секрет, что присутствие российских пограничников в течение многих лет обеспечивало населению гарантированное трудоустройство и источник дохода.
И передача таджикским пограничникам таджико-афганской границы у местных жителей вызывает вполне оправданные опасения, так как с переходом границы под охрану таджикских пограничников из беспокойного соседнего Афганистана беспрепятственно будут проходить не только наркотики, но и бандформирования.
Если рассмотреть историю взаимоотношений Таджикистана и России в области охраны таджико-афганской границы, то можно отметить, что на протяжении 11 лет 1,344-километровая таджико-афганская граница практически полностью охранялась российскими пограничниками.
Лишь 73 км границы на памирском направлении находятся под охраной таджикских пограничников. Но сейчас происходит процесс постепенной передачи участков под их охрану.
По сообщению пресс-службы пограничного УФСБ Российской Федерации в Республике Таджикистан, три российских пограничных отряда — Ишкашимский, Калайхумбский и Хорогский, отвечающие за 700 км таджико-афганской границы, должны быть выведены до конца 2004 года, а вверенные им участки границы перейдут под охрану таджикских пограничников.
Этот вопрос был решен в мае 2004 года по итогам межправительственного соглашения о поэтапном выводе российских пограничных войск.
В данном контексте интересен факт, что подобное решение вызвало бурные эмоции со стороны местного населения. В результате чего в середине августа 2004 года в административном центре Горно-Бадахшанской автономной области г. Хороге прошел митинг протеста против вывода российских пограничников.
Во время митинга было собрано свыше 100 тысяч подписей под обращением в адрес президента России Владимира Путина.
Опасения таджикских жителей вполне объяснимы. Это заметно в первую очередь на заработной плате, которую получают пограничники. Так, в российских войсках платят очень большую — по таджикским меркам — зарплату. Солдат-контрактник в российской пограничной группе войск в Таджикистане получает $200-300 в месяц, прапорщик — $300-400. В то время как средняя зарплата по Таджикистану составляет порядка 12-17 долларов.
Поэтому граждане Таджикистана, служащие в пограничных войсках Российской Федерации не только хотят служить и дальше под российским флагом, но и готовы бороться за свои места. Если же граница перейдет под охрану таджикских пограничников, то у наркоторговцев шансы договориться о беспрепятственном прохождении возрастут в десятки раз.
Нужно отметить, что основная часть наркотиков из Афганистана реализуется за пределами страны, значительный объем оседает в транзитных государствах. При этом около половины всех наркотиков из Афганистана поступает в Европу через Иран и Пакистан, до 35% — через Туркменистан и Узбекистан, а вся остальная часть направляется через Таджикистан.
На долю таджико-афганской и российско-казахстанской границ приходится более 90% от общего количества всех перехваченных российскими пограничниками за последние годы наркотиков, а героина — почти все 100%.
Сможет ли Таджикистан самостоятельно справиться с охраной своих границ?
Подобные вопросы уже задают себе не только центрально-азиатские республики, через которые проходят афганские наркотики, но и страны Запада, в основном служащие конечным пунктом наркокурьеров.
Стоит отметить и еще одну немаловажную деталь. Так, по межправительственному соглашению от 25 мая 1993 г. «О размещении российского пограничного контингента на территории Республики Таджикистан», граждане Таджикистана, имеющие двойное гражданство, приравниваются в правах к российским пограничникам. При передаче госграницы под контроль таджикских пограничников местные сотрудники и военнослужащие будут уволены, но тем из них, у кого имеется двойное гражданство, будет предоставлена возможность служить в России, в зависимости от их возраста, опыта и послужного списка.
Это означает, что многие таджикские пограничники, имеющие двойное гражданство в целях обеспечения своих многодетных семей (в Таджикистане семьи с пятью — семью детьми не являются редкостью) будут вынуждены уезжать в Россию.
И хотя российские пограничники оставили Таджикистану всю необходимую инфраструктуру для охраны границы с Афганистаном, но пользоваться ею будет некому или, в крайнем случае, российским военным советникам придется заниматься обучением новых таджикских пограничников.
На это уйдет время, которое с наступлением весны будет на вес золота.
Становится очевидным, что Центрально-азиатские республики, включая и Казахстан с началом весенней оттепели столкнутся с двумя проблемами:
— ростом объемов наркотиков, проходящих через республики и частью оседающих на их территориях;
— появлением вооруженных бандформирований, способных дестабилизировать внутриполитическую ситуацию в любой центрально-азиатской республике и способствовать росту напряженности во всем регионе.
В настоящее время Казахстан, Узбекистан и Кыргызстан оказались поставленными перед фактом появления с началом летнего сезона больших партий наркотиков на своих территориях.
При этом центрально-азиатские республики просто физически не в состоянии за короткий промежуток времени предпринять каких-либо действенных мер, способных эффективно перекрыть возрастающие объемы наркотиков.
Хотя ни для кого не секрет, что сам процесс передачи охраны таджико-афганской границы начался в 1999 году, когда таджикской стороне был передан участок границы в 70 километров в районе Дарваза (Калайхумский погранотряд), в конце 2002 года — Мургабский участок.
Мало кто вспоминает, что ранее на таджико-афганской границе рядом с российскими пограничниками несли службу казахстанские и узбекские отряды — роты усиления пограничных войск Российской Федерации на территории Республики Таджикистан.
И процесс вывода казахских и узбекских пограничников начался не вчера и закончится не сегодня. Но теперь, из-за гипотетической угрозы распространения наркотиков и беспрепятственного проникновения на территории центрально-азиатских республик вооруженных бандформирований ситуация приобретает все более четкие реальные очертания, способные своим появлением внести элемент непредсказуемой по своим масштабам и последствиям проблемы для всех центрально-азиатских республик.
Процесс передачи участков границы под охрану таджикских отрядов набрал обороты, и теперь уже вряд ли что-то или кто-то сможет его остановить. Центральная Азия, впрочем, как и Запад с опасением ожидают наступления теплого времени года, когда с перевалов сойдут снега, обнажая и делая более доступными горные тропы, по которым караванами уже на протяжении многих лет наркотики доставляются в ЦА и на Запад.
Учитывая, что между республиками региона существуют неохраняемые государственные границы (так как процесс делимитации только закончился, а процесс демаркации не завершен, и даже на некоторых участках не начинался), вероятность проникновения бандформирований на территорию Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана становится реальной. И уже сейчас заставляет задуматься над тем, какое количество вооруженных боевиков смогут беспрепятственно начать свою деятельность на территории того или иного государства Центральной Азии.
Если Россия в целях обеспечения своей безопасности введет визовый режим, то в Таджикистан и Казахстан хлынет поток людей социально активных, но лишенных средств к существованию.
Казахстан в отличие от России не сможет предоставить работу всем желающим из Таджикистана. В результате часть граждан Таджикистана осядет в Казахстане и в других центрально-азиатских республиках, а часть — в Таджикистане. Как следствие этого в республиках региона возрастет протестный потенциал среди населения, которым с пользой для себя сможет воспользоваться любая организация, представители которой умеют вести психологическую обработку населения и независимы в финансовом плане. Подобный сценарий развития событий вполне сможет реализоваться на территории центрально-азиатских республик уже в 2005 году.
Его опасность уже осознают государства-члены Европейского союза, которые продолжают оказывать помощь странам Центральной Азии в укреплении границ.
С этой целью будет открыт четвертый этап программы ЕС по содействию управлению границами и предотвращению распространения наркотиков в Центральной Азии (BOMCA/CADAP).
Создание пилотных пограничных районов предусматривает создание, в частности, на таджико-афганской границе, таких участков, где будут осуществляться проекты в рамках BOMCA/CADAP, включающие усиление охраны и контроля на границы путем предоставления технических средств, обучения персонала, а также подготовки специальных мобильных подразделении.
В настоящее время программы BOMCA/CADAP охватывают 15 проектов в пяти странах Центральной Азии. Программы рассчитаны на четыре года (2003-2007гг.), в течение которых республикам для решения проблем, связанных с охраной границ, миграцией, подготовкой специалистов, противодействия обороту наркотиков Евросоюзом выделяется 36,5 млн. евро.
Насколько действенной будет помощь Европейского союза — покажет время, но принятая данная программа имеет четко очерченные временные рамки и не рассчитана на решение тех последствий, которые будут негативным образом отражаться на всех республиках Центральной Азии после вывода российских пограничных войск с таджико-афганской границы.
В результате республики Центральной Азии остаются один на один со своими проблемами, осознавая, что предпринять какие-либо конкретные меры они не в состоянии, и в данном случае им в очередной раз отведена роль зрителя на центрально-азиатской политической арене.