Не так давно в СМИ появилась информация, что старший следователь Железинского района выстрелил в себя из табельного оружия в здании местной районной прокуратуры. Пуля пришлась в плечо. Мужчину прооперировали, сейчас его здоровью ничего не угрожает.
Родственники полицейского рассказали, что причиной инцидента послужило то, что сын застал сотрудников прокуратуры за распитием спиртных напитков на рабочем месте. Отец потерпевшего заявил, что на этой почве произошел конфликт, сотрудники прокуратуры начали издеваться над ним, а мужчина не выдержал и выстрелил себе в плечо. Кроме того, он уточнил, что вместо того, чтобы оказать коллеге первую помощь или вызвать скорую, они начали стирать видео с камер наблюдения, убирать в кабинете.
Официальная версия квалифицирует дело как "доведение до самоубийства", однако в соцсетях и телеграм-каналах распространяется информация, что в результате конфликта выстрел в правое плечо был произведен одним из выпивавших правоохранителей, которым следователь сделал замечание.
Управление собственной безопасности ДП Павлодарской области начало досудебное расследование, обстоятельства и причины выясняются. Данная статья предусматривает наказание до 3-5 лет ограничения либо лишения свободы.
В связи с этим корреспондент медиа-портала Caravan.kz поговорил с отечественным юристом Жангельды СУЛЕЙМАНОВЫМ, дабы узнать, что он думает об этом деле и действительно ли речь идет о доведении следователя до самоубийства.
— Если бы инцидент произошел с гражданским, то еще можно было бы зарегистрировать это как "доведение до самоубийства". Но, учитывая, что этот человек обладает особой подготовкой, особенно в плане обращения с оружием, ясно, что у него не было никакой цели застрелиться. Выстрел в плечо никогда не является самоубийством. Это должны быть выстрелы в голову, подбородок или сердце.
Не любой выстрел, даже в голову, является доведением до самоубийства. В новостях написано "доведение до самоубийства путем угроз жестокого обращения или систематического унижения потерпевшего", то есть здесь речь должна идти об угрозах как минимум жизни и смерти, чтобы это стало причиной попытки суицида.
Также очень важно, чтобы подозреваемый сознательно, напрямую или косвенно, понимал, что его действия могут довести человека до самоубийства. Это называется умысел, когда создаются все условия, чтобы человек, например, выпрыгнул из окна. Необходимо учитывать все эти факторы, когда речь идет о доведении до самоубийства, и чтобы все они совпадали.
— Есть ли шанс, что обвиняемый может избежать наказания в силу своего статуса или получить не соответствующий приговор?
— От выстрела в плечо даже не будет состава преступления, они ошиблись и не имели права возбуждать дело по статье. Кроме того, большую роль играют показания потерпевшего, как главные доказательства, действия адвоката и общественный резонанс. Несмотря на то что среди полицейских, судей и прокуроров существует корпоративность, есть шанс доказать вину полицейского.
Кроме того, очень много зависит от показаний самого потерпевшего. Если он попытается "отмазывать" свое начальство в силу разных причин, то, конечно, ничего доказать не удастся, и никакого расследования по факту выстрела со стороны третьих лиц проводиться не будет. Необходимо также учитывать и множество других факторов: отпечатки пальцев, показания свидетелей, записи с камер наблюдения, криминалистическую экспертизу и так далее.
— Если "доведение до самоубийства" не та статья, по которой надо разрабатывать дело, то что подходит?
— Если отталкиваться от официальных данных, то речь идет о членовредительстве, когда человек намеренно нанес сам себе вред здоровью, но такой статьи в УК РК не предусмотрено. В таком случае я не знаю, по какой статье квалифицировать это дело. Можно попробовать 362-ю статью УК РК (Превышение должностных полномочий), если в результате угроз от начальника полицейского был причинен вред человеку. Однако для этого необходимо провести тщательное расследование, чтобы выяснить, как и каким образом именно угрожали потерпевшему.
— Учитывая, что по соощениям в СМИ некоторые люди вместо того, чтобы вызвать "Скорую" пытались стереть записи с камер, есть ли тут состав преступления?
— Есть такая статья, как "Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасности" (статья 119 УК РК), когда вместо оказания первой медицинской помощи ничего не делается. Речь идет о квалифицированных полицейских, которые проходят специальное обучение и должны уметь оказывать первую помощь. Кроме того, у них должна быть аптечка в кабинете. Помимо этого, если они действительно стирали записи с камер наблюдения, то это уничтожение доказательств. Получается еще одно нарушение.
— Учитывая все перечисленные факторы, не кажется ли вам, что здесь идет речь не о доведении до самоубийства?
— Исходя из ситуации: если эти люди выпивали, действительно стирали записи с камер и не вызвали скорую, значит, было что утаивать. Если идет утаивание, то имеется попытка уклонения от ответственности, уничтожение следов. Так действуют только те, кто совершил какие-либо правонарушения. Если следствие подтвердит эти факты, я не исключаю, что это был не самострел, не доведение до самоубийства, а, возможно, покушение на убийство или причинение тяжкого вреда здоровью.