Капитолий, флаг и конституция – символы национальной идентичности и основы чувства безопасности для каждого, кто считает себя американцем. В Вашингтон приезжают именно за этим чувством и, кроме того, – чтобы пойти в музей.
Вашингтон – центр политической жизни Америки. Но также это место, где сосредоточены крупнейшие национальные музеи, здесь их больше десятка – для города с населением в 650 тысяч – совсем неплохо.
В столице Америки запрещено строить дома выше купола Конгресса. В городе, воплотившем идею политического центра, и названия улиц соответствующие. На улице Конституции находится Национальная галерея искусств — один из музеев смитсоновского института – крупнейшего научно-исследовательского центра Америки.
Здесь, в Национальной галерее, оказались собраны работы лучших представителей американского модернизма. Как это часто бывает в Америке, первооткрывателями нового изобразительного языка стали выходцы из Европы и России.
Представить американскую архитектуру, живопись и дизайн без того, что было придумано этими художниками в начале XX века, невозможно. В этом уверен куратор выставки Чарльз Брок.
«Вот работа Макса Вебера, он родился в России, его родители приехали сюда около 1890 года, он учился в Париже. Макс Вебер – потрясающий кубист. Кроме того, он первый привез в Америку работу Пикассо. Да и вообще все новые идеи европейского искусства начала века. Самое интересное, они с Пикассо были ровесниками, Пикассо тогда еще не был знаменитостью – они просто были молодыми эксперементаторами и делали свое новое искусство», — отмечает куратор, зав отделом Американского и Британского искусства Чарльз Брок.
Америка теперь — новый дом для мирового авангарда – прокомментировал начало Первой Мировой Марсель Дюшан. Амеркианцы стали считать его своим после того, как он переехал в Нью-Йорк в 1915 году. В 20-м Дюшан купил у одного нью-йоркского сапожника кусок черной кожи, заказал у плотника раму, представил эту инсталляцию, которая могла бы называться french window – французское окно, а стала fresh widow – новоиспеченной вдовой. Понятие реди-мэйд к тому времени уже вошло в обиход.
«Американский модернизм возник просто потому, что в то время все изменилось, вся картина мира – в науке изменились представления о пространстве и времени, социальный и политический порядок полностью изменился, художникам тоже надо было отказываться от традиционного, викторианского по сути мировосприятия», — объясняет Чарльз Брок.
Интересно, что помогал первым американским авангардистам фотограф Альфред Стиглиц – человек, который «почти в одиночку втолкнул свою страну в мир искусства XX века». В его галерее «291» американцы и познакомились с европейскими художниками – Сезанном, Мане и Пикассо, а также с тем, что называется американским модернизмом – это были работы Джоржии О’Ниф, Мэн Рея, Макса Вебера и других.