Традиционные и уникальные расцветки и орнаменты хранит коллекция полотенец из старообрядческих поселений Казахстанского Алтая, собранная в Восточно-Казахстанском архитектурно-этнографическом и природно-ландшафтном музее-заповеднике.
По богатству и разнообразию восточноказахстанскому собранию нет равных на всем Алтае и в Сибири. Как рассказал заведующий отделом музея Александр ЯКОВЛЕВ, если в соседнем российском Алтайском крае музейные коллекции могут насчитывать 10–15 рушников, то коллекция усть-каменогорского музея – это около 1 тысячи изделий, датируемых серединой XIX – первой половиной XX века. И это не считая богатства из нескольких сотен поясов и народных костюмов.
Более того, в связи с тем, что в старообрядческих селах на реках Бухтарма, Ульба, Уба долгое время придерживались обособленной жизни, здесь орнаменты и техника вышивок сохранились практически в неизменном виде с допетровских времен.
– Основные цвета – красный, черный, есть немного желтого и синего, – дал комментарий научный сотрудник. – Использовали домотканый холст или покупную ткань, но не российскую. Поселения располагались возле границы с Китаем, и торговые связи были в основном с этой страной. В Поднебесную поставляли мед и панты из мараловодческих хозяйств, а обратно везли гарус, кашемир, пряжу, посуду. Раньше в селах на Казахстанском Алтае одевались в ткани очень сочных цветов. До сих пор, когда мы приезжаем на фольклорные фестивали, о наших ярких костюмах говорят – “вырви глаз”.
По полотенцам, из которых собрана постоянная экспозиция, можно составить представление об обрядах и праздниках староверов.
Есть, например, рушники, вышитые специально для обряда крещения новорожденного. Есть такие, которые украшены для свадебных торжеств. Есть полотенца, которые доставали, когда надо было встретить хлебом-солью дорогих гостей. Рушники, выполненные специально для украшения стен в избе и как обрамление для образов в красном углу… Считалось, что орнамент, которому девочки учились под чутким руководством мамушек-нянюшек, работал как оберег.
– Наиболее древним считается геометрический орнамент, – рассказали в музее. – Он состоял из отдельных элементов в виде разных ромбов, крестов, свастик, линий. Каждый олицетворял какую-то могущественную силу природы – солнце, землю, водную стихию, растения, животных. Вязь, сложенная из повторяющегося узора, отражала божественную стройность мироздания. Даже фоновые пробелы, то есть места без вышивки, становились частью орнамента. Например, прямая горизонтальная линия символизировала землю, крест – огонь или солнце.
На Казахстанском Алтае ромб называли “репей”, в сочетании с другими элементами он мог означать засеянное поле, очаг, многослойность мира. Свастикальный крест в местных селах называли “четырехкрюшный” и видели в нем символ движения и жизни. Тайны алтайских озер
К сожалению, на рубеже ХIХ–ХХ веков эти обережные, полные смысла орнаменты стали вытесняться незатейливыми рисунками в виде гирлянд. Их назвали “мыльные узоры”. Дело в том, что в местных лавках стали продавать мыло московской фабрики Брокара и Ралле – по 1 копейке за упаковку. Мыльный кусочек привлекал хозяек в том числе еще и оберткой, на которой печатали купон для вышивания крестом. Как правило, узор из повторяющихся цветов был несложным, удобным для рукоделия и выглядел более или менее привлекательно. Женщины охотно отказывались от сложных орнаментов в пользу готовых трафаретов.
К слову, наряду с богатой коллекцией русских поясов в музее собраны также старинные полотенца казахов, татар, белорусов, украинцев, армян. Все они также украшены национальными орнаментами.
УСТЬ-КАМЕНОГОРСК