Более одного миллиарда тенге — такова стоимость первого (по глубине) в стране 15метрового подземного паркинга.
Общая площадь десять тысяч квадратных метров, на которых разместились четыре этажа, восемь уровней, 254 машиноместа. Если Астана до сих пор удивляла гостей лишь наземными строениями, то совсем скоро «достопримечательности» будут и под землей.
Все зависит от того, насколько быстро застройщики получат последние деньги для завершения объекта.
Строительство этого подземного паркинга началось еще в 2007 году, рассказывает директор ТОО «Паркинг Сервис НТ» Тулеубек Ильясов. — Потом случился кризис, прекратилось финансирование. Сейчас ждем деньги на завершение.
Здесь работы осталось на месяцполтора, и можно запускать паркинг.
Спускаемся, дорога штопором уходит вниз на высоту пятиэтажного дома. На полу лужи.
На вопрос о грунтовых водах и подтоплении паркинга Тулеубек Аубакирович отвечает:
Воды не будет, это с улицы натекло. Стены сухие, можете потрогать. Современные технологии позволяют решить проблемы подземных вод. При этом от Ишима до паркинга — 70 метров, указывает он в сторону. — И не только здесь воды нет, она еще и ушла из подвалов ближайших старых пятиэтажек. Так что мы не только решаем вопрос с парковкой.
Дальше второго уровня опускаться не стали. На нижних этажах еще нет света.
Остались некоторые работы по монтажу освещения, систем безопасности и отделка. Систему пожаротушения еще не закончили, также нужно установить газоанализаторы, голос Тулеубека Аубакировича эхом отдается в пустых залах этого огромного «подвала». При превышении предельно допустимой нормы окиси углерода в воздухе службе охраны будет подаваться сигнал, а электронные табло оповещать о чрезвычайной ситуации людей, чтобы те могли вовремя покинуть помещение. К тому же на каждом уровне будут установлены камеры видеонаблюдения, будет вестись запись. Если завтра у когото поцарапают или стукнут машину, всегда можно будет найти виновного.
После апрельского солнца внизу кажется прохладно.
Выгодность строительства подземного паркинга в том, что он не требует системы отопления. Зимой почва в городе не промерзает глубже двух метров. Так что средняя температура здесь всегда будет сохраняться на уровне +5 градусов, а этого вполне достаточно, чтобы завести автомобиль без прогрева. В зимнее время это очень важно.
Для удобства водителей предусмотрен пассажирский лифт.
Там же, наверху, расположены вентиляторы, а также фильтры, системы общей вентиляции, которые будут задерживать все вредные вещества и выпускать в атмосферу уже очищенный воздух.
Чтобы исключить «человеческий фактор», решено было установить паркоматы. Так как пользоваться паркингом будут не только жильцы района, но и приезжие, оплата для удобства будет дифференцированная. Места будут сдаваться посуточно либо по часам, кому как удобно.
Еще на начальном этапе к нам поступило около сотни заявок от людей, готовых выкупить парковочное место, но мы этого делать не стали. Чтобы избежать ситуации, которая некогда сложилась с гаражными кооперативами, где гаражи впоследствии стали использоваться как кладовки для хранения вещей.
Этот подземный паркинг — проект, в первую очередь, социальный.
Он должен освободить проспект Республики и жилые дворы от огромного количества машин, поэтому об экономических выгодах мы речь не ведем. Но вообще подобные объекты окупаются 1519 лет.
Но это не значит, что подобные объекты будут строиться только лишь за счет бюджета.
Мы показываем этот паркинг частным инвесторам как пример того, что такая идея вполне возможна. Это у нас на поверхности расположены детские игровые площадки и футбольное поле. Но такие проекты тем и привлекательны, что над паркингом можно строить все что угодно от жилых домов, до бизнес и торговоразвлекательных центров. Под землей можно разместить те же СТО, автомойки, специализированные магазины…
Одна такая парковка не решит всех проблем с авто в городе. И чтобы научить водителей ставить свои машины не вдоль дорог и не во дворах, а на специализированных площадках, им нужно сначала дать альтернативу — эти самые площадки.
Еще один городской подземный паркинг должен был быть под сквером, что возле Казахского театра музыкальной драмы имени Жакыпа Омарова. Но в свое время, когда строители успели лишь огородить участок, ничего не знающая об их благородной цели общественность встала на защиту сквера.
Тогда был поднят большой шум, и стройку пришлось свернуть, вспоминает Тулеубек Ильясов. Мы не только бы построили паркинг и разгрузили район от машин, но и сквер сделали много лучше: в планах у нас посадить там крупномерные деревья. А те, что уже росли, не вырубить, а пересадить внутрь дворов.
Но это осталось лишь в планах. Говорят, что в скором времени в театре будет проводиться реконструкция с увеличением посадочных мест. А это значит, будет еще больше зрителей, которые приедут на машинах. Тогда жители района еще вспомнят, как воевали за свой сквер.
Также в планах осталась и парковка в районе дома № 33 по улице Желтоксан.
Мы только завезли буровые машины, чтобы выполнить инженерногеологические изыскания, как местные бабушки стеной стали — не дадим и все. Тяжело тогда пришлось, понимания со стороны населения мало было. Сегодня с этим проще — можно привезти сюда, показать и рассказать, чтоб люди не пугались и не выдумывали себе различные истории о том, что же мы на самом деле собираемся строить, говорит Тулеубек Ильясов.
Такие подземные паркинги строить в столице снова начнут не скоро — слишком дорогое удовольствие. А вот обычные наземные площадки — реальность ближайшего будущего.
Сейчас акимат выделяет земли под строительство внутриквартальных стоянок в старой части города. Это бывшие земельные отводы, у которых закончился срок действия. Всего около 20 участков. Будут типовые стоянки с красивым забором, освещением, видеонаблюдением и охраной. В конце весны рассчитываем начать работы.
В тему: Удивляет тот факт, что, казалось бы, при строительстве нового административного центра на левобережье проектировщики должны учесть все до последней мелочи, в том числе и парковки. Но оказывается, что на самом деле проблем со стоянкой там не меньше, чем в старом городе. Причем, ходят слухи, что полноценной парковки нет даже у нового стадиона, республиканского велотрека и конькобежного стадиона, концертного зала. А ведь эти объекты рассчитаны не на одну тысячу человек.
Маша БИККИНИНА, Фото Андрея ТЕРЕХОВА, Астана