Корреспондент Caravan.kz поговорил с людьми, которые разбираются в атомной энергии, и попытался выяснить, что такое “поколения реакторов” и стоит ли бояться повторения Фукусимы и Чернобыля.
В Казахстане планируется строительство АЭС с реактором 3+ поколения. Такие реакторы оснащены различными системами пассивной и активной безопасности с глубоко эшелонированной защитой.
Одна авария на 10 млн лет
Заместитель директора института атомной энергии по материаловедческим исследованиям Ерболат Коянбаев отметил, что каждый реактор поколения 3 и 3+ оснащается подреакторными ловушками, что исключает возможность попадания радиации в почву.
“Безопасность этих реакторов проектно доказана, там есть система безопасности "эшелонированная защита". Вероятность аварии с плавлением активной зоны и выходом расплава наружу составляет 1 эпизод на 10 млн лет. Это очень низкие шансы. Но, несмотря на это, уже разработаны меры по локализации такой аварии. Национальный ядерный центр проводил исследование. Мы выбирали жаростойкий материал по заказу японских компаний. Сейчас в Японии выработали рекомендации, и энергетические компании оснащают свои реакторы такими ловушками”, – сказал Коянбаев.
В случае гипотетической аварии она будет локализована в рамках глубокой защиты и силового корпуса, который выдерживает 8-балльное землетрясение и прямое попадание пассажирского самолета, летящего со скоростью в 720 км/ч, заключил он.
Полбюджета – на безопасность
Заместитель главного инженера РГП “Национальный ядерный центр РК” Денис Зарва заявил, что в Чернобыле и Фукусиме работали реакторы 2 поколения, которые проектировались в 50-х и 60-х годах, а строились в 70-е и 80-е годы. И в то время человечество не осознавало цену ошибки и последствия аварий.
В настоящее время современные АЭС, строительство которых планируется в Казахстане, относятся к 3 и 3+ поколению.
“Это уже практически совершенные технологические машины. При их проектировании учтен весь негативный опыт, все аварии и инциденты, смоделированы все аварийные ситуации… До половины стоимости АЭС составляет плата за безопасность”, – объяснил Денис Зарва.
Спикер также подчеркнул, что атомная энергетическая отрасль самая дисциплинированная. При проектировании и строительстве АЭС в РК будет осуществляться независимый технадзор, все будет делаться под контролем МАГАТЭ. Строительство, продолжил спикер, максимально прозрачно и будет контролироваться всеми необходимыми инстанциями в самом Казахстане.
“Кроме всего, сам поставщик, который будет осуществлять строительство, в первую очередь заинтересован в том, чтобы все было построено в соответствии со стандартами качества. Любой инцидент – это огромный ущерб имиджу на международной арене. Все стороны заинтересованы в том, чтобы строительство было максимально прозрачным и качественным. Строительство атомных энергетических объектов в корне отличается от гражданского строительства”, – пояснил Денис Зарва.
Спикер подчеркнул, что Казахстан уже принял несколько миссий МАГАТЭ. Специалисты агентства провели обзор национальной ядерной инфраструктуры. Они дали одобрение на выбор места строительства и отметили наличие в Казахстане развитой ядерной инфраструктуры.
Не бойкотировать референдум
Экономист и энергетик Асет Наурызбаев заявил, что из всех построенных в мире АЭС (свыше 600), две станции взорвались и их герметичная оболочка вскрылась.
Спикер отметил, что большое количество защиты в реакторах поколения 3+ не означают невозможность взрыва.
“Неверная эксплуатация реактора может привести к выходу радиации за пределы и загрязнению окружающей среды. Как известно, в силу глупого решения строить прямо на Балхаше, если какая-нибудь утечка будет допущена, мы потеряем озеро Балхаш. Оно будет отравлено продуктами радиации, и эти продукты будут распространяться по всему Балхашу. Если наши родители потеряли Арал, то мы ухитримся потерять Балхаш”, – сказал Наурызбаев.
Спикер отметил, что “государственно мыслящие люди” строили бы АЭС в 50 км от Балхаша, а еще лучше – в районе Байконура.
Асет Наурызбаев напомнил, что в стране взрывались склады с военными боеприпасами – в местах, где должны быть высокая дисциплина. Он также привел в пример проблемы с энергосистемой и решениями Министерства энергетики, “которые идут на развал энергосистемы, а не на ее надежность”. Спикер также назвал и еще один минус, который может помешать правильному строительству и работе АЭС – коррупцию.
“Когда в стране есть коррупция, то ясно, что все поставляемые на АЭС материалы будут подозрительного качества. Нет никаких гарантий, что в какой-то неудачный момент слабое звено не вызовет отказ систем защиты и реактор не взорвется. Тем самым мы потеряем Балхаш, потеряем дорогу, связывающую Алматы с севером и центром Казахстана. За два поколения убить два крупнейших водоема мирового значения – это будет позор для нации”, – подчеркнул он.
Наурызбаев также высказался и о референдуме. Он призвал казахстанцев не бойкотировать его, а отдавать и защищать свои голоса.
“Очень важно идти наблюдать, ничего страшного в наблюдении нет. Здесь нет сложного действия, нужно один день потратить на свою страну, на защиту страны от неправильного решения, на защиту будущего поколения .”, – заявил Наурызбаев.
Спикер заключил, что намерен организовать кампанию и агитацию казахстанцев.
Ранее президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев отметил опасения у граждан и экспертов по безопасности АЭС.
“Это понятно, учитывая трагическое наследие Семипалатинского испытательного полигона. Мы высоко ценим предложенную российской стороной помощь в строительстве АЭС на территории Казахстана. А окончательное решение по этому вопросу будет принято по итогам заявленного референдума”, – говорил он.
В июле заслуженный энергетик РК Жакып Хайрушев заявил, что Казахстану нужны две, а лучше сразу три АЭС.