Посадки картофеля в республике в этом году увеличились. У крупных картофелеводов, сосредоточенных на севере Казахстана, сейчас 25,5 тысячи гектаров площадей, у мелких фермеров, разбросанных по всей стране, – 12–14 тысяч гектаров. Вкупе с хорошими погодными условиями эксперты прогнозируют больший, по сравнению с 2021 годом, урожай, рассказал нам председатель правления Союза картофелеводов и овощеводов Казахстана Кайрат БИСЕТАЕВ.
Стремительный рост
Единственный, но большой минус – беспрецедентно высокие цены на всё: удобрения, пестициды, запчасти, ГСМ.
– Поэтому величина затрат на гектар существенно выше прошлогодней. У тех, кто выращивает товарный картофель на семена, затраты выросли от 1,5 до 2,5 миллиона тенге на гектар. И это только прямые затраты. Плюс добавьте долгосрочные кредиты и лизинги, за счет которых фермер покупал технику, строил хранилища. Так что, если прибавить годовые платежи, себестоимость становится еще выше, – говорит Кайрат Бисетаев.
В свете российско-украинских событий значительно (на 30–40 процентов) подорожала и логистика.
– Да еще страховщики не хотели страховать грузы, которые шли через Россию и Беларусь. Зарубежным поставщикам, продающим нам “элиту”, выгодно держать наших фермеров на такой игле, ведь семенной картофель этого сорта можно использовать только 2 года, а на 3-й он продается как столовый картофель для еды. Наши фермеры покупают “элиту” за бешеные деньги в евро, и с нашим курсом, с войной в Украине всё стало очень дорого. А тем, кто привык к такому качеству, кто настроил технологии на эти сорта семян из Европы, тяжело перестроиться на другие семена, поэтому вынуждены нести затраты, – продолжает собеседник.
Можем и должны экспортировать
Тем не менее прогнозы в союзе на урожай оптимистичные. Если дальше ничего не помешает убрать и заложить картофель в хранилища, ожидают урожай в объёме 1,5 миллиона тонн картофеля.
– Наша арифметика серьезно разнится с официальной, которая завышена в 2 раза и по которой объема картофеля хватит на 2 с лишним Казахстана. Это отдельная тема – десятилетиями госорганы приписывают показатели, чтобы показать рост экономики.
Так вот, из 1,5 миллиона тонн порядка 320 тысяч тонн мы сможем экспортировать. И обязаны экспортировать – если мы не продадим излишки (картофеля ожидается больше, чем в 2021-м, на 20 тысяч тонн как минимум), это серьезно исказит цены, и фермеры понесут серьезные убытки, – говорит глава Союза картофелеводов и овощеводов.
Среди рынков сбыта казахстанского картофеля – Узбекистан и Туркменистан (правда, небольшие объемы). В прошлом году была Россия, но в этом и у них высокий урожай.
– Необходимо договариваться с правительством Узбекистана и увеличивать товарооборот картофеля с этой страной. Сами узбеки признают, что казахстанский картофель – лучший из импортируемых. Наши соседи ввозят 400–500 тысяч тонн картофеля, и важно, чтобы мы превалировали. Эту задачу должно решать минторговли и интеграции.
В конце 2021-го наши власти ввели запрет на экспорт картофеля, и было достаточно объявления об этом в конце ноября, чтобы напугать узбекскую сторону, которая начала искать альтернативу и поехала в Иран, с которым ранее не работала, – рассказывает собеседник “КАРАВАНА”. – Итог – в 2021-м мы поставили Узбекистану 130 тысяч тонн против 270 тысяч тонн в 2020-м. То есть в 2 раза меньше! Соседи этот объем заместили Ираном, который радуется и благодарит Казахстан за такую политику, позволяющую богатеть другим странам.
Здоровый протекционизм
Эксперт подчеркивает: нужен здравый протекционизм со стороны правительства в отношении картофеля и иной сельхозпродукции.
– Успешно ведут такую политику Россия, Узбекистан, а мы всё отдали на откуп бизнесу и рынку. Хотя нужно садиться за стол переговоров, увеличивать торговые обороты обеих стран, давать работать бизнесу и гармонично развивать взаимную торговлю двух соседних государств. При необходимости следует применять и зеркальные меры – как соседи к нам, так и мы к ним, – уверен глава Союза картофелеводов и овощеводов Казахстана.
По мнению Бисетаева, власти сосредоточились на внутреннем рынке, забыв про экспорт. Хотя в Казахстане вся сельхозпродукция имеет экспортный потенциал, и, в первую очередь, нужно помогать фермерам зарабатывать на других рынках. За что казахстанских фермеров обвиняют в отсутствии патриотизма
– Тогда они с большим удовольствием будут снижать цены на рынке внутреннем. Кстати, высокие цены на картофель в весенний сезон пробудили интерес к раннему картофелеводству у наших коллег из Туркестанской и Жамбылской областей. В начале июля картофель с полей продавали по 80 тенге за килограмм. Главное, чтобы никто не мешал южным фермерам, которые умудряются по 2, а то и 3 урожая собирать за сезон. Иначе через пару лет нас ждет серьезное повышение цен на второй хлеб, – подчеркивает эксперт.
Вредительские меры
По данным собеседника, в прошлом году мы экспортировали 300 тысяч тонн картофеля, а импортировали всего 26 тысяч тонн.
– Пять лет назад страна вообще была импортозависимой по картофелю. А сегодня мы находимся в десятке мировых экспортеров картофеля. Благодаря правильной аграрной политике в нулевые и до 2015 года бизнес увидел возможности и получил поддержку от государства. Притом что от советских площадей под картофель нам осталось процентов 20–30.
Но в последние годы бизнес боится доверять государству и вкладываться в сельское хозяйство, потому что госполитика нестабильна, как и банковская система, – отмечает Кайрат Бисетаев, призывая чиновников менять качество управления.
А пока у нас то не вовремя закрывают границы, то цены начинают сдерживать, то по-бандитски пугают фермеров, заставляют снижать цены, констатирует эксперт.
– Подобные методы правительства хорошего бизнес-климата не создают и делают аграрный бизнес более рискованным, чем он есть, отбивают желание инвестировать в сельское хозяйство. Ну а возможное введение очередного запрета на экспорт картофеля нанесет серьезный удар, который для некоторых фермеров может оказаться смертельным.
Такой риск есть, тем более что в последнее время чиновники с нами, фермерами, не церемонятся – быстро и келейно принимают решения, – говорит глава Союза картофелеводов и овощеводов.
НУР-СУЛТАН