Вузы раздавали дипломы, но не давали знаний. Доколе?! - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-7 °C
Алматы
2024 Год
25 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Вузы раздавали дипломы, но не давали знаний. Доколе?!

Вузы раздавали дипломы, но не давали знаний. Доколе?!

Результаты вступительных экзаменов в этом году заставили чиновников от образования схватиться за голову: высшее образование - в кризисе, и с этим надо что-то делать.

  • 18 Октября 2002
  • 886
Фото - Caravan.kz

Что? Опять и снова реформировать! Что конкретно: систему приема учащихся в вузы, структурные подразделения отдельных институтов и образование в целом.
Ничего не знаю, но кое-что могу!
Но сначала о том, что пока реформе не подлежит. Есть в Министерстве образования «зависшая ситуация». К новому учебному году она, конечно, разрешится, иначе, как народ будет в вузы поступать, не понятно. Но на сегодня все складывается таким образом: кроме национального тестирования (традиционного, много раз испытанного), в этом году желающие поступить на коммерческие отделения и знающие, что на бесплатное обучение они так и так не поступят, проходили комплексное тестирование. Тестирование было проведено по просьбе руководителей государственных и негосударственных вузов. Каждый уважающий себя вуз, как бы он ни был заинтересован в коммерческих студентах, хочет, чтобы и эти студенты были знающими, более менее у соображающими и вообще дотягивали до уровня. А иначе зачем браться учить платежеспособных неучей?! Чтобы не тратить время и силы на неподдающихся студентов, их решили в этом году протестировать. Всего через процедуру экзаменов прошли 1602 абитуриента, что составило 1,3 процента от общего числа участвующих в общенациональном тестировании. Комплексное тестирование проводилось в четырех городах: Алмты, Актюбинске, Шымкенте и Караганде. В остальных регионах желающих проверить своих денежных студентов на знания желающих не нашлось.
Результаты проверки оказались более чем печальны. Как и подозревали ученые мужи, те, кто идут на платную основу обучения, заранее настроены на то, что они заплатят, и их примут. Знаний у ребят мало. Зато денег много. 60 процентов из поступающих на платную основу обучения набрали менее 40 баллов — по сути получили двойки и провалили экзамены. До 70 баллов ( это средние знания) показали 37 процентов абитуриентов платников. И только три процента учащихся набрали от 70-до 100 баллов, что свидетельствовало об их хороших знаниях. Но критичность ситуации оказалась даже не в том, что ректоры узнали то, о чем они уже догадывались давно, а в том, что на следующий год комплексное тестирование для поступающих на платное отделение обучения не будет. Почему? Потому что умные люди отказываются тратить время и деньги на проверку того, чего изначально нет — то есть знаний. Нецелесообразно проводить отдельное тестирование для группы абитуриентов, которые «…не мотивированы на интеллектуальное напряжение, изучение учебного материала и достижения основных знаний». Значит ли это, что на следующий год платники будут поступать в вузы на общих основаниях с теми, кто хочет претендовать на госзаказ? Не известно. Но, в пресс-службе Министерства образования и науки РК говорят, что у чиновников будет время подумать над ответом на этот вопрос и найти другую форму проверки знаний абитуриентов. Однако допустить таких учащихся к высшему образованию без экзаменов (или после полученных двоек) было бы, конечно, смерти подобно. Смерти для высшего образования… о чем собственно и пытаются говорить в обществе те, кто это понимает. Поэтому нужны реформы. Какие?
ВУЗы всех городов, объединяйтесь!
Вечная тема солидарности стала близка и нашим учебным заведениям. А все потому, что количество, увы, не перешло в качество, как обещали классики. Пришлось искать другие пути повышения качества образовательных услуг. Один из них — объединение усилий.
В Казахстане создан первый образовательный консорциум «Балхаш» путем объединения филиалов пяти вузов в городе Балхаше: Казахского национального технического университета имени Сатпаева, Карагандинского государственного университета имени Букетова, Карагандинского государственного технического университета, Жезказганского университета имени Байконурова, Казахско-Россйиского университета и корпорации «Казахмыс». Что даст студентам ( и образованию в целом) такое укрупнение? Прежде всего, надо признать, что огромное количество филиалов очень давно жили и преподавали как хотели и как могли. Но стандартам государственным не соответствовали. Однако кто из простых смертных про эти стандарты знает? Из учащихся — никто. Зато каждый, кому приходится платить за знания, точно знает, где в каком вузе почем образование. В филиалах цены ниже. А то что и база похуже, и преподавательский состав послабее, и условий для обучения нет — это неважно.
Создатели консорциума так не думают. И самое главное, что их заставило объединиться, это то, что маленькие филиал занимаясь демпингом цен, не дают развиваться региональным узам, тормозят процессы их модернизации.
Кроме того, инициаторы появления консорциумов говорят, что за границей нет такого понятия как филиал вуза. Оно появилось в СССР, в 60-ые годы с целью создания условий обучения студентов в развивающихся промышленных регионах страны. Но тогда обучение в филиале осуществлялось только на первых двух курсах, затем студенты переводились в головной вуз.
Решением коллегии Министерства ректорам вузов нынче предложено заняться оптимизацией. Сеть высших учебных заведений будет упорядочена за счет создания консорциумов. Новый структуры позволят объединить все филиалы одного населенного пункта на базе того вуза, который имеет соответствующий учебно-лабораторный потенциал, хорошие кадр. Причем, студенты этих филиалов будут продолжать обучаться по тем же специальностям.
В ближайшее время будет образован консорциум в городе Усть-Каменогорске. Чиновники от образования надеются, что преобразование малочисленных и маломощных филиалов позволит решить многие социальные и финансовые проблемы студентов и позволит им пользоваться всеми теми правами, которыми пользуются студенты в головных вузах.
Ой, что буде-ет…
В последних числах сентября в Караганде собрались чиновники от образования, которые обсуждали наиболее актуальные проблемы реформирования всей системы образования, повышения качества обучения и подготовки специалистов. На том же совещании люди узнали, что в стране имеется Концепция развития системы высшего образования, и даже отдельные этапы ее реализации уже намечены.
Первый этап рассчитан на 2003-2005 годы. На нем должна быть разработана и внедрена новая национальная модель высшего образования, создана новая законодательная и нормативно-правовая база. Самым убойным фактом в грядущем новом будет подготовка к двенадцатилетнему образованию в школах. И перевод вузов на двухступенчатую основу: бакалавриат и магистратуру. Дипломированные специалисты будут ликвидированы. В стране будет формироваться новый классификатор направлений подготовки и специальностей высшего образования.
За этот же короткий срок начнется внедрение преподавания на трех языках: казахском, русском и иностранном.
Второй этап рассчитан на 2005-2010 годы. Тут по ожиданиям больших людей должны полностью завершиться переходы на двенадцатилетку, на кредитную технологию в вузах. Аспирантуры к тому времени не будет, зато в стране будет создана широкая система индустрии образования и глобальная телекоммуникационная сеть в организациях образования. Предполагается, что именно этот этап создаст условия для стабилизации функционирования высшего образования, сети государственных и негосударственных вузов. На этом же этапе будут уточняться и дополняться стратегические цели, выделяться новые приоритеты в задачах.
Ну а с 2010 по 2030 годы страну ожидает устойчивое и гармоничное развитие высшего образования республики.
…Как-то нелепо сомневаться в том, что все может быть совсем иначе. Нелепо, потому что все мы включены в это будущее, и не верить в него — глупо. Но… почему-то все равно больше вериться в слова Марата Хасанова, доктора философских наук, заведующего кафедрой КазНУ имени Аль-Фараби о том, что отечественная система высшего образования находится в состоянии бессистемного, имманентного реформирования. Вот это не надумано. Это — правда. А остальное — желаемое, но возможное ли?