Сегодня об этом человеке говорит весь Казахстан, хотя еще вчера его никто не знал. Несмотря на почетный возраст, слава пришла к Ерболату Тогузакову только сейчас, а ведь он работал на студии “Казахфильм” более 30 лет и пробовал себя, говорят, в различных специальностях. О том, как из администратора и директора картин переквалифицироваться в популярного актера, Ерболат Касымович рассказал “Каравану”.
Держись турник!
– Расскажите, чем занимается администратор?
– Я считаю, что это одна из главных фигур съемочного процесса. Администратор организует съемки, добывает танки, арендует самолеты… Нужно везде иметь связи, контакты. Мне повезло, я умею контактировать с людьми. Иногда и в ночные рейды приходилось выезжать, чтобы выпить и завязать отношения. Так я работал с 1974 по 2008 год, а ведь собирался поработать всего месяц, мечтал быть оператором. Сразу попал на картину “Серый лютый” Толомуша Океева, которая прошла на всесоюзном экране на ура.
– А что самое трудное в такой работе?
– Бывает, что обстановка заставляет быстро находить решения. Был случай, когда я задержал вылет пассажирского самолета на полчаса. Я работал на картине “Уральск в огне” Мажита Бегалина. Тогда пришлось говорить, что мне нужно срочно отправлять отснятый материал в Москву по заказу самого Алексея Косыгина, а на самом деле на рейс опаздывал актер Владимир Гусев… А однажды мы забыли реквизит в горах – пенопластовые макеты лошадей на пружинах: когда их по сценарию сбрасывали с гор, они были как живые. Туда поехал водитель, забрал их, как раз была опасность схода селя, и его заставили все выгрузить. Люди с удивлением наблюдали, с какой легкостью он выбрасывал из машины… лошадей!
– Сейчас связи вам помогают?
– Сейчас работают молодые. Администратор, считаю, должен быть молодым и обаятельным. Если он сумеет очаровать, у него все получится. Требованиями много не добьешься.
– А как отдыхаете?
– Я очень рад, что в детстве и юности занимался спортом. Сейчас рано встаю и бегаю, около получаса. Разве по мне не видно? (Смеется.) У меня очень много друзей из спорта, я занимался у тренеров экстра-класса – Вадима Псарева (греко-римская борьба), Петра Кукушкина (греко-римская борьба), Кабдена Байдосова (вольная борьба), Владимира Лопатникова (бокс). Они мне дали такую физическую подготовку – на турнике я подтягивался до 35 раз!
Славу принес “зайчик”
Сейчас Ерболат Тогузаков занят на съемках очередного фильма. Так что его пенсия проходит в стенах родной киностудии.
– Ваши родные как восприняли смену профессиональной деятельности?
– Страшно удивились. Честно говоря, мне повезло. Я даже в заграничный фильм попал случайно. Меня нарядили в пурпурные одежды, и я сыграл ламу в картине “Дорога назад” Питера Вайна, ничего не говорил, просто разрешил беглецам пройти через Тибет, получил свой гонорар и уехал (смеется). А фильм “Сказ о розовом зайце” принес мне много славы: со мной стали здороваться на улицах, спрашивать, не я ли сыграл в “Зайчике”, хвалить. Мне это очень приятно. Я не профессионал, но общение с великими актерами сделало свое дело: даже школу не надо заканчивать, и я им всем очень благодарен.
– Кто-то из родных пошел по вашим стопам?
– Так получилось, что своей семьи у меня нет. Но моя племянница окончила операторские курсы у Болата Сулеева и работает в кино.
– Как вы сами мечтали…
– Да, именно. Но она, наверное, не будет работать оператором, ведь это очень тяжело. Да вообще, работать в кино интересно, но весьма трудно. Причем сам я сначала играл кого угодно, только не казаха, до картины Ермека Турсунова “Шал”. Можно сказать, что эта монокартина специально для меня, и я очень благодарен, что мне доверили эту роль.
Шекспир дает подсказки
Сейчас у Ерболата Касымовича стало больше свободного времени, и он может себе позволить пожить и светской жизнью, любоваться прекрасным и наслаждаться общением с друзьями.
– Как зритель какие фильмы предпочитаете?
– Я же с детства люблю кино! Всегда опаздывал на первый урок, потому что смотрел кино в кинотеатре “Казахстан”, рядом с которым мы жили. Я так пересказывал фильмы одноклассникам, что они потом ходили смотреть. Мне нравятся “Судьба человека”, “Белые ночи”… Еще картины с Чарли Чаплином, в нем было что-то ненормальное, но как он играл! Весь мир смеется до сих пор.
– Сейчас смотрите фильмы в кинотеатре или дома?
– В основном дома. Только когда реклама заманчивая, иду в кинотеатр. Если я слышал что-то хорошее о фильме, то покупаю его.
– Что, кроме кино, имеет большое значение в вашей жизни?
– Когда вышел на пенсию, стал ходить в музеи, картинные галереи. Теперь поражаюсь, как раньше обходился без этого?! У нас, оказывается, такие галереи и выставки! У меня много друзей художников и киношников. Чтобы не отстать от них, я посещаю такие мероприятия.
– А музыка?
– Может, я остановился в своем развитии, но мне так нравятся битлы! Музыка 60-х годов, когда мы были юными, видимо, запечатлелась где-то глубоко. Еще люблю романсы и национальную музыку, звучание домбры. Когда оркестр “Отрар сазы” играет под руководством Динары Тлендиевой – это превосходно! Она такая красивая, высокая, и я поражаюсь, что можно так здорово играть. Всегда мечтал играть на фортепиано, но так и не выучился.
– Но вы же стали актером!
– Потому что мне дают роли – сам я бы не стал их добиваться и был бы обыкновенным пенсионером…
– А какие книги вы читаете?
– У нас же откровенный разговор? Честно скажу, что много читаю юмористической литературы, например, О’Генри. Люблю фантастику, читаю Герберта Уэллса. Вроде бы взрослый уже, а так интересно, когда сюжет хорошо завязан. Перечитываю Достоевского и Шекспира, который вообще меня поражает. Иногда словно подсказывает мне действия: “Не лучше ль мне сначала раны залечить, чем говорить о том, как я их получил?”. Я словно живу этим!