Как женщины защищали свою землю наравне с мужчинами, каким оружием они владели и что от кочевых амазонок могли бы перенять современницы, разбирался корреспондент медиапортала Сaravan.kz.
С чем хоронили амазонок?
— Какие артефакты и факты позволяют говорить об амазонках, как о реальных, а не вымышленных исторических фигурах?
— В последние годы интерес к феномену кочевых амазонок растет с каждым годом, — рассказывает исследователь, исторический реконструктор, автор книг «Садақшылық – искусство изготовления и стрельбы из казахских конных луков», “Мулан. Подлинная история” Данияр Байдаралы. — Даже еще в конце XX века рассказы греческих историков об амазонках считались мифами, и лишь отдельные ученые осторожно высказывались в том духе, что эти мифы могут быть основаны на исторической реальности. До XXI века амазонки были известны нам в основном лишь по древним описаниям в стиле подвигов Геракла или изображениям на древнегреческих вазах. Но сегодня археологические раскопки последних десятилетий в степном поясе Евразии дали нам значительный фактический материал, в том числе и курганные захоронения настоящих степных амазонок. Причем в захоронениях амазонок, то есть женщин-воинов, находят такие же похоронные предметы и ритуалы, как и в захоронениях мужчин-воинов. Это наличие луков и стрел, оружия, доспехов. По словам археологов, до 10 % от всех женских захоронений принадлежали амазонкам. Надо отметить, что никаких особых «женских доспехов и оружия» науке пока не известно — так же, как в современных армиях мира, женщины пользовались тем же набором военного снаряжения, что и мужчины.
Помимо археологии с ее чаще всего безымянными находками в Степи письменная традиция сохранила десятки, если не сотни имен амазонок в истории Великой Степи. Это еще совершенно малоизученная тема, ее только предстоит раскрыть будущим историкам и исследователям. Недаром на Западе есть отдельное направление в археологии – женская археология, которая изучает нашу историю с точки зрения прекрасного пола.
— Можете привести имена конкретных амазонок, относящихся к нашей истории, и чем они были известны?
— Что же мы знаем о конкретных личностях – амазонках в истории кочевой Евразии? Легенда об амазонках впервые регистрируется в Древнем мире в трудах древнегреческих историков. Здесь мы видим отражение представлений о государствах амазонок, живущих войной и не имеющих мужей. Правда, там же встречаются и описания брачного обряда амазонок, при котором жених должен был вызвать свою возлюбленную на поединок и победить ее, иначе она не станет его женой. Трюк здесь заключался в том, что в поединке тренированных воинов, каковыми были и амазонки, и их женихи, победить, при этом не убив, очень сложно. То есть, по сути, жених мог победить свою будущую жену лишь в том случае, если она ему это позволит, иначе поединок окончился бы смертью одного из них. Таким образом, победить и жениться на девушке-амазонке мог только тот, кто ей нравился. В этом заключалась тонкая женская уловка этого обряда.
В сако-сарматский период нам известны помимо прочих следующие три амазонки: Тұмар (Томирис), Амага и Зарина. Самой известной в Казахстане является царица массагетов Тумар. Про нее даже снят казахстанский блокбастер.
По мнению казахстанской исторической науки, массагеты обитали где-то в районе Арала, но есть сведения и об их присутствии на Каспии. Подвиг Тумар является одним из самых громких в истории Евразии – победа над непобедимой армией царя Кира, создателя Персидской империи и основателя династии Ахеменидов. Томирис мстила за своего вероломно убитого персами сына – сакского полководца. Каждый школьник знает знаменитые слова Тумар, сказанные отрубленной голове Кира, перед тем как она окунула ее в мешок с кровью: «Ты хотел крови, так и напейся ею!».
Зарина была царицей саков масштаба Томирис. Ее жизнь протекала где-то в районе Сырдарьи, на границе с Мидией. По легенде, у Зарины был отряд в сорок амазонок, и однажды она с ними отправилась, по сакскому обычаю, на охоту. Во время охоты она отделилась от отряда и совершенно случайно вышла на большую мидийскую армию. Мидийцы погнались за ней и ранили ее стрелой в ногу, но она ушла от погони. Лишь мидийский принц на своем элитном коне смог нагнать уставшего коня Зарины. Начался поединок, и принц, думая, что он вступил в поединок с сакским рыцарем, одолел раненую царицу. Но вот с ее головы слетел шлем, и по плечам рассыпались длинные волосы. Поняв, что это женщина, да еще красивая, мидийский принц не стал ее добивать. После этого началась любовная история Зарины и принца, приведшая к миру между Мидией и саками.
Говоря об амазонках сакского периода, невозможно обойти вниманием и нашего знаменитого иссыкского Алтын Адама. На сегодняшний день, в результате сложных событий, не исключающих элементы конспирологии, из изначально выкопанного скелета пропали череп и тазовая кость, а это единственные кости, по которым можно было бы определить пол и расу человека. Анализ ДНК, взятый из кости, оказался неудачным, поскольку не было зубов, в которых гены сохраняются лучше всего. Поэтому личность Алтын Адама остается одной из главных загадок истории Казахстана. Визуально оставшийся скелет «субтильного» типа, то есть очень тонкий, изящный. Он вполне мог принадлежать как хрупкому юноше, так и девушке. В кургане Алтын Адама вместе со скелетом, ювелирными украшениями и оружием были также найдены серьга, зеркало, ожерелье и, возможно, остатки косметики. То есть на сегодняшний момент, чисто математически, половая принадлежность нашего алматинского Алтын Адама могла быть определена 50-50. Кроме того, по описанию Оразака Исмагулова, который успел осмотреть череп до его исчезновения, череп имел черты монголоидности. То есть вполне вероятно, что это была монголоидная девушка, принцесса.
Ханские жены и другие легендарные воительницы
— Что известно про амазонок древнетюркского периода и средневековье?
— Пожалуй, самой известной из них, хотя и по ошибочной причине, является знаменитая девушка-воин Мулан (мы уже подробно писали о ней). Историческая Мулан не имеет ничего общего с Мулан диснеевской, китайской. Настоящая Мулан жила в начале первого тысячелетия нашей эры и принадлежала к народу табгаш (табгачи, тоба), который являлся одной из ветвей кочевого народа сяньби, обитавшего в восточной части Великой Степи. Сама же Мулан жила в государстве Тоба Вэй (Северная Вэй), созданном кочевниками. Мы знаем об этом из сохранившегося оригинала текста «Баллада о Мулан». Там есть много признаков о том, что Мулан была потомком кочевников в период их оседания и китаизации. Врагами Тоба Вэй были жужани – кочевой народ, родственный самим табгашам. По сути, народ Мулан был чем-то вроде китайского аналога восточно-европейского казачества – полукочевой, полуоседлый народ степного происхождения, живущий на границе оседлого мира со Степью и обитающий в обоих мирах.
Художник Данияр Байдаралы
Например, Тоба Вэй правил не император, а «хан» — именно этот титул отражен в оригинале текста. Хан призывает своих подданных военнослужащих для отражения вторжения жужаней. Далее, Мулан прибывает по его призыву в лагерь полностью вооруженной, со своими конями — а это чисто кочевая традиция, ведь кочевые ханы сами никогда не вооружали войска своих подданных. Мулан оказывается подготовленным воином, а это также известная традиция кочевников – обучать мальчиков и девочек искусству «бесқару» и езде на лошади с детства. Благодаря тому, что она была обучена, она быстро продвигается по военной карьере, становится боевым офицером и по окончании войны с жужанями удостаивается личной встречи с ханом, который выделяет ее за ее заслуги. Таким образом, Мулан была достойной продолжательницей традиции степных амазонок в восточной части Великой степи во времена древних тюрков.
Художник Данияр Байдаралы
Немало было великих женщин и в средние века, когда возвысился род Чингисхана. В созданной им империи было множество ярких женских имен. Иногда частями империи даже правили женщины, как это было после смерти хана Толуя, младшего сына самого Чингисхана: власть перешла к его старшей жене Соркуктени-беги, которая правила почти 20 лет. Также после смерти великого хана Угэдэя власть взяла его меркитская жена Дорегене, которая удержалась у власти в течение пяти лет. В 2001 году вышла книга Энн Броадбридж «Женщины и создание Монгольской империи», в которой она подробно описала судьбы наиболее известных женщин этого периода.
Помимо ханских жен, в этот период также были и известные амазонки. Одной из них была знаменитая принцесса Хутулун, дочь хана Хайду. Помимо собственно воинских качеств и навыков она была выдающимся борцом – и это среди народов, у которых борьба издревле являлась одним из «мужественных видов спорта». Именно борьбой Хутулун одолевала своих претендентов на ее руку, при этом, не забывая забирать свой выигрыш – поставленных на кон овец и лошадей. Благодаря своей карьере борца, она заработала себе внушительное состояние – многотысячные стада скота – основное богатство кочевников. Она сопровождала своего отца в военных походах и была его вернейшей соратницей. После смерти отца именно Хутулун стала хранительницей его могилы, что по кочевой традиции было высшей честью в семье.
По мотивам жизни Хутулун была создана знаменитая европейская пьеса и опера «Принцесса Турандот». Впечатленные историей Хутулун, авторы создали собирательный образ гордой принцессы, назвав ее «Turan dokht» (Turan daughter), то есть «Дочь Турана». В основе сюжета — любовная борьба прекрасной принцессы и претендентов на ее руку.
Художник Данияр Байдаралы
В позднее средневековье традиция амазонок была отражена в таком собирательном эпосе, как «Қырық қыз». По сюжету, юная амазонка Гуль-Айым со своими сорока девушками-воинами вступает в битву с джунгарским ханом Суртайша и кызылбашским Надир-шахом. При этом по ходу рассказа к Гуль-Айым сватаются разные женихи, но она отказывает всем, потому что полюбила хорезмского батыра Арыстана. С помощью своих амазонок и Арыстана Гуль-Айым одолевает всех врагов и устанавливает мир и согласие среди четырех народов: каракалпаков, узбеков, туркмен и казахов, живущих в Хорезмском оазисе. Сюжет эпоса в целом повторяет легенду о Зарине и ее сорока амазонках и историю Хутулун, меняются лишь исторические декорации.
Сохранились также легенды о джунгарских амазонках, таких как Сайкал. Она была известной воительницей и охотницей и даже сразила двух тигров. В эпосе "Манас" Сайкал вызывает на поединок кыргызских батыров, но ни один не смеет принять ее вызов. Наконец на поединок выходит сам Манас. По одной из версий, он тайно влюблен в Сайкал, поэтому он старается не убить ее. Но Сайкал, не зная об этом, раз за разом безжалостно пытается убить Манаса. Он успевает отражать ее удары, а сам специально промахивается. В конце концов, она попадает ему в грудь, и ее копье пробивает почти все слои его доспехов. Но история заканчивается полюбовно, и Сайкал становится настоящей боевой подругой Манаса.
История амазонства в Великой Степи
— Традиция амазонства нашла отражение среди казахов?
— Конечно. В эпосе «Кобланды Батыр». У Кобланды великих женщин было целых две. Первая, умница и волшебница Қортқа, является советником и защитником батыра, часто спасая его от необдуманных поступков своим рациональным советом. Помимо этого она берет на себя обязанность отбора и тренировки жеребенка среди стад Кобланды. А ведь в те времена выбор и тренировка боевого коня для батыра считалось наивысшим проявлением искусства коневодства! Но мудрая Қортқа блестяще справляется с этой честью, и Кобланды получает своего знаменитого Тайбурыла – рыцарского коня, который многократно спасет ему жизнь в битвах с кызылбашами.
Художник Данияр Байдаралы
Вторая женщина в жизни Кобланды — амазонка Қарлыға, ханская дочь. Она влюбляется в батыра, попавшего в плен к ее отцу-хану, и помогает ему сбежать. Дальше идет вариант обратного сюжета Хутулун – Кобланды отвергает ее любовь и пытается с ней расстаться. Это приводит к целым семи годам ее одиночества, и Карлыға не может простить неблагодарности батыра. В очередной битве она внезапно нападает на Кобланды и ранит его перед его врагами. Еле-еле друзья и Тайбурыл спасают батыра. В эпосе описываются несколько поединков с батырами, в которых принимала участие Карлыға. В конце концов батыр и ханская дочь примиряются, и эпос заканчивается грандиозной 30-дневной свадьбой Кобланды и Карлығи.
Помимо эпических персонажей история Казахстана сохранила и имена реальных исторических амазонок. Было это в сложный период казахо-джунгарских войн, когда казахов пришлось особенно тяжело. В этот момент жены, сестры и дочери вынуждены были вставать .стременем к стремени против врага со своими отцами, мужьями и братьями. Среди них называют дочь Абылай-хана Айтолқын, дочь Карасай-батыра Есенбике, дочь Буланбай-батыра Айбике. Про Айбике известно, что она была балуаном- борцом, а также специально сдалась в плен к калмыкам и долгие годы шпионила оттуда в пользу казахов, сорвав многие походы калмыков. Как видно, это были знатные женщины, либо представительницы казахских төре или ақсүйек, либо дочери батыров. Само собой, все они, по древней степной традиции, получали обучение боевому искусству «бесқару». Конечно, было и немало простых казашек-амазонок, стремя в стремя воевавших со своими мужчинами, имена которых не сохранила история.
Также известна нам и жена каракерейского батыра Кабанбая и сестра Малайсары-батыра – Гаухар-батыр, настоящее имя Майсара. Она была мергеном – метким лучником-снайпером и обладала даром көріпкел-прорицательницы, и участвовала в битвах с джунгарами наравне с мужем и братом, ходила в дозоры, была успешной военной разведчицей. Мало того, что она навсегда вписала свое имя в зал славы казахских амазонок, она еще и стала матерью, а оставив военное дело, тем не менее обучила боевому искусству и свою дочь Назым Кыз, которая также продолжила боевую стезю матери.
Еще одно женское имя, известное всем казахам — это Бопай. Причем их было две, и обе были великими женщинами. Одна из них была женой хана Младшего жуза Абулхаира – Бопай-ханым. Она жила в XVII веке и славилась своей красотой, умом и геополитической грамотностью. По сути, она была одним из главных советников хана и его сыновей. Когда погиб Абулхаир-хан, и во власть вступил их сын Нуралы, ее стали называть Хан-ана (мать хана).
Вторая Бопай – это родная сестра Кенесары-хана, сына Касым-хана, которая жила в Степи позже. Она была настоящей амазонкой – владела «бесқару» и воевала наравне со своим отцом и братьями, бросившими вызов царскому режиму, наступавшему в Степь. Бопай-батыр имела собственный отряд амазонок, что подтверждается записями об убитых казахах в одном из сражений, в котором соотношение убитых мужчин и женщин составляло 3:1, то есть «переодетых в воинов женщин» там была целая треть.
Это лишь короткий обзор истории амазонства в Великой Степи. Конечно, наша богатая история хранит гораздо больше женских имен и их подвигов. Об этом еще предстоит написать тома и снять фильмы. Но можно выделить следующие, идущие испокон веков архетипические мотивы в традиции амазонок:
1) Прекрасная, умная, сильная воительница, обучена боевому искусству «бесқару» и борьбе, часто знатного происхождения
2) Ее отряд в «сорок девушек». При этом «сорок» в поэтической традиции Степи нужно воспринимать, скорее, как «от сорока и больше»
3) Ее долгое воинское целомудрие, брачные поединки, наличие многих претендентов-женихов
4) Обязательная любовная линия, избранный единственный батыр, свадьба
5) Семейная жизнь, воспитание детей, передача знаний и обучение их «бесқару».
Художник Данияр Байдаралы
Конечно, нельзя не завершить рассказ об амазонках Казахстана, не упомянув женщин-воинов XX века — Алию Молдагулову, Маншук Маметову и Хиуаз Доспанову, участниц Великой Отечественной войны. Алия Молдагулова была снайпером-мергеном — вызвавшись добровольцем на фронт в 17 лет, она к 19 годам была уже опытным воином, уничтожившим десятки вражеских солдат и офицеров, ей посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Маншук (Мансия) Маметова так же, как и Алия Молдагулова, вступила в войну добровольцем и погибла в возрасте 20 лет в чине старшего сержанта, командира пелеметного расчета, защищая позиции от вражеской атаки. Первая казашка, получившая (посмертно) звание Героя Советского Союза.
Ровесница Маншук Маметовой Хиуаз Доспанова была первой казахской женщиной-летчицей на войне. По должности она была штурманом-стрелком, участвовала в боях, дважды получала ранения. В отличие от первых двух героинь она прошла всю войну и дожила до Победы, правда, получив инвалидность в результате ранений. После войны Хиуаз Доспанова занималась общественной деятельностью в Алматы. В 2004 году получила звание Народный герой Казахстана. Умерла от болезни в 2008 году, прожив долгую и успешную жизнь. Все три казашки-амазонки были выходцами из Западного Казахстана, некогда бывшего Младшим жузом, отличавшегося своей воинственностью (Кіші жүзге найза бер де жауға қой – дай Младшему жузу копье и поставь его на врага). Скорее всего, выросшие в сложных условиях первой половины XX века в многострадальном Казахстане, девушки не знали богатой воинской истории своего народа, тем более о традиции амазонства в Великой Степи. Но тем не менее именно эта генетическая память помогла им в боях и увековечила их имена в истории Казахстана. Ведь за их спинами стояли тысячи поколений великих степных воительниц.
Тысячелетние традиции – на службу современным женщинам
— Опыт амазонок можно как-то применить в современных реалиях?
— В XXI веке место Казахстана в истории Великой Степи вызывает все растущий интерес. В том числе и такой аспект, как амазонство. Конечно, никто в своем уме не пожелает современным женщинам войны. Но ведь поддерживать воинские традиции можно и нужно в мирное время. Езда на коне, стрельба из лука, овладение традиционными видами оружия кочевников – все это доступно сегодня казахстанским амазонкам. Можно взять пример Японии, где традиционные боевые искусства самураев вознесены в статус национального достояния и практикуются сотнями тысяч современных японцев, мужчин и женщин.
Фото — Данияр Байдаралы
Занятие «бесқару» может принести множество преимуществ для современных казахстанских амазонок. Помимо приобщения к великой и красивой тысячелетней традиции Великой степи, занятия «бесқару» и езда на лошади поднимают общую физическую подготовку, нормализируют кровобращение и метаболизм, а также повышают концентрацию, фокус и когнитивные способности женщин, их уверенность в себе. То есть практика амазонства способна привести к гармонии тела, духа и ума у женщин. Недаром во все времена современники отмечали именно «красоту, силу и ум» амазонок.
Фото — Данияр Байдаралы