Вступаем в ВТО. Перспективы и трудности, стоящие перед Казахстаном - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-2 °C
Алматы
2024 Год
24 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Вступаем в  ВТО. <br> Перспективы и трудности, стоящие перед Казахстаном

Вступаем в ВТО.
Перспективы и трудности, стоящие перед Казахстаном

Усугубляющиеся процессы глобализации сегодня так или иначе охватывают все стороны политической, социальной и экономической жизни, формируя новое восприятие понятия "мировое сообщество", как единой сложной системы сталкивающихся и разрешающихся противоречий.

  • 17 Июля 2002
  • 2049
Фото - Caravan.kz

Источником этих противоречий, как известно, являются интересы развитых и развивающихся стран, которые в условиях новейшего передела мира, вынуждены постоянно корректировать свои позиции. В том числе — в сфере международных торговых отношений — области, в равной степени требующей наличия определенной степени свободы и эффективного регулирования.
Условия и предпосылки
Казахстан, как одна из самых быстроразвивающихся стран СНГ, а также страна, владеющая большими запасами стратегических ресурсов, не может оставаться в стороне от расширяющейся мировой интеграции. В последние несколько лет руководство республики проводит активную политику, направленную на получение равноправных партнерских условий в торговле, достижение которых в значительной мере связано со вступлением во Всемирную торговую организацию.
С 1996 года, когда республика подала официальную заявку на вступление в ВТО, состоялось 4 раунда многосторонних и 6 двусторонних переговоров относительно принятия Казахстана в эту организацию. Кроме того, с целью изучения ситуации по экономическому реформированию в Казахстане была создана рабочая группа с участием представителей из 33 стран-участниц организации, в том числе США, Японии, Канады, Австралии, Бразилии, Аргентины, КНР и других.
Предполагается, что решение группы должно непосредственно повлиять на сроки и условия вступления Казахстана в ВТО.
Однако это не значит, что данные условия будут определяться организацией в одностороннем порядке. Официальная позиция Казахстана по этому вопросу была неоднократно озвучена в последнее время и пока не вызывает каких-либо сомнений: республика при вступлении во Всемирную торговую организацию намерена предъявить ряд условий в целях отстаивания собственных интересов. В частности, как заявил не так давно вице-министр экономики и торговли Галым Оразбаков, страна будет вступать в ВТО на «справедливых условиях» со всеми остальными ее членами. По его словам, Казахстан будет настаивать на предоставлении ему права переходного периода от 5 до 7 лет, в течение которых он сможет привести в соответствие требованиям ВТО взятые обязательства. Кроме того, республике при вступлении в ВТО будет необходима определенная поддержка в области сельского хозяйства как развивающейся стране, что должно быть оговорено в будущем.
Такая «независимая» позиция вполне оправдана и созвучна позиции соседней России, которая в этом году (окончательное решение будет принято в сентябре-октябре) получит от ЕС статус страны с рыночной экономикой в торговле со странами союза (как известно, Казахстан получил подобный статус со стороны США). Как особо подчеркивается официальными источниками, Россия не возьмет на себя никаких обязательств в качестве условий ее признания Евросоюзом.
Российские власти считают предоставление экономике РФ статуса рыночной в торговле со странами ЕС возможностью подготовиться к грядущему вступлению в ВТО. Помимо этого, они убеждены, что в связи с решением ЕС «снимается угроза «китайского варианта» присоединения РФ к Всемирной торговой организации, которая была вполне реальной раньше». Китай при вступлении в ВТО в ноябре 2001 года признал за собой выполнение более 200 необязательных требований, а также сохранение нерыночного статуса своей экономики еще в течение 15 лет после присоединения к ВТО.
Плюсы и минусы получения рыночного статуса и вступления в ВТО
Эксперты, комментируя предоставление экономике РФ статуса рыночной в торговле со странами ЕС, оценивают это событие как бесспорно позитивное для России.
С одной стороны, достигнутая договоренность позволит стране подготовиться к присоединению к ВТО, поскольку процедура разрешения торговых споров с ЕС очень близка к нормам этой организации. С другой — решение ЕС отразится на деятельности российских экспортеров, у которых появится возможность пересмотреть действующие против их продукции антидемпинговые процедуры.
Теперь при проведении антидемпинговых процедур и исчислении демпинговой маржи ЕС будет использовать затраты и цены российских производителей и российского рынка. Это предоставит российским экспортерам больше возможностей, чтобы отстаивать свои права в антидемпинговых процедурах. В настоящее время в отношении РФ Евросоюз использует так называемый подход «аналогичной страны» или «суррогатный», который отсылает к ценам и затратам на рынках третьих стран. При этом для всех предприятий России рассчитывается единая демпинговая маржа.
По данным Минэкономразвития, от 16 антидемпинговых процедур против российских товаров со стороны ЕС, Россия ежегодно теряет около $230-240 млн. Причем это, в основном, товары с высокой добавленной стоимостью.
Уже сейчас прогнозируется рост цен бумаг ряда экспортно-ориентированных предприятий, который может начаться уже летом, до законодательного оформления решения ЕС о предоставлении экономике РФ рыночного статуса. Среди отраслей, которые в наибольшей степени выиграют от отмены европейских антидемпинговых процедур — химическая, металлургическая и текстильная промышленность, производители минеральных удобрений.
Получение рыночного статуса и Россией и Казахстаном косвенно повлияет на решение других стран о предоставлении этим государствам данного статуса. Большинство стран, такие как государства Латинской Америки или Юго-Восточной Азии, в вопросах антидемпинга ориентируются на развитые страны-члены ВТО, в частности ЕС и США, и всегда просят предоставить информацию о том, в каких странах то или иное государство было признано страной с рыночной экономикой.
Вместе с тем, по всей видимости, необходимо взвешенно относиться к вопросу предоставления Евросоюзом российской экономике статуса рыночной, поскольку в этом деле еще возможны неожиданности и проблемы — в процессе принятия решения могут быть выдвинуты дополнительные условия к России, влючая и экологические требования.
По убеждению российского руководства, получение рыночного статуса от ЕС не несет серьезных негативных моментов для России. Казахстан же, получивший статус от Соединенных штатов, может столкнуться с осложнениями с точки зрения применения дискриминационных мер, направленных на борьбу с субсидиями, что предусмотрено законодательством США.
Однако нужно принять во внимание один немаловажный пункт, который не учитывают многие российские представители. Как справедливо считает, экс-министр финансов Александр Лившиц, получение Россией статуса страны с рыночной экономикой до присоединения к ВТО может повлечь возникновение определенных проблем для РФ в торговой сфере и потребует дополнительных переговоров. По мнению Лившица: «Уже сейчас можно предполагать, что статус будет раньше, чем вступление в ВТО, причем та же история может повториться и с другим крупнейшим торговым партнером России — США. Это необычная ситуация, когда рыночный статус есть, а членства в ВТО еще нет. В этот период могут быть приведены в действие законы об экспортных субсидиях, которые применяются в отношении стран, имеющих рыночный статус. Применение этого закона может ограничить доступ наших товаров и в США, и в Евросоюз».
Теперь несколько слов о позитивных и негативных факторах вступления в ВТО.
По мнению казахстанского правительства, среди преимуществ, которые страна получит, став членом ВТО можно выделить получение режима наибольшего благоприятствования на рынке, доступ к новым рынкам и международным судебным механизмам при возникновении торговых споров, приведение торгового законодательства страны в соответствие международным нормам и стандартам и другие.
Россия и Казахстан предпринимают попытки облегчить судьбу своих производителей стали, потери которых в результате введения США запретительных пошлин на импорт их продукции, оцениваются сотнями миллионов долларов в год. Однако, странам, не состоящим в ВТО, вряд ли удастся кардинально изменить позицию США. Поэтому сейчас им в первую очередь, необходимо защитить внутренний рынок, а также искать новые рынки сбыта продукции.
Другие государства, являющиеся членами ВТО, а также Евросоюз, чьи производители стали подпадают под торговые санкции США, могут в судебном порядке оспорить решение США и потребовать компенсации. Некотоые страны-члены ВТО уже заявили, что намерены именно так решить этот вопрос. В частности, Япония подготовила иск к США в арбитражную инстанцию ВТО, а Евросоюз пригрозил ответными санкциями в отношении американских авиакомпаний, летающих в Европу.
В пользу вступления в ВТО свидетельствует также и то обстоятельство, что Казахстан, ежегодно заключающий соглашения с Европейским союзом на предмет поставок стали в Европу, после получения членства в ВТО сможет беспрепятственно экспортировать металл на этот рынок.
В целом, по убеждению руководства страны, со вступлением Казахстана в ВТО повысится престиж республики на международных рынках, а также укрепится доверие к ней со стороны «мирового сообщества».
В то же время, негативными моментами при вступлении Казахстана в ВТО могут стать резкий приток в страну импортных продуктов, усиление международной конкуренции, невозможность установления таможенных пошлин выше, чем будет оговорено в рамках этой организации. Кроме того, Казахстан вынужден будет строго соблюдать правила поведения на рынке — в противном случае ВТО оставляет за собой право применения к республике определенных санкций.
Членство в ВТО и взаимодействие с другими организациями
Казахстан намерен синхронизировать процесс вступления во Всемирную торговую организацию со странами Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), но будет вступать в ВТО самостоятельно. Такова официальная позиция казахстанского правительства. Сложность данного переговорного процесса обусловлена необходимостью учета множества аспектов внешнеторговых отношений республики с другими странами. Ключевыми вопросами переговоров являются уровень импортных таможенных пошлин на отдельные виды товаров в Казахстане, допустимость субсидирования экспорта, взаимный допуск сельхозпродукции на национальные рынки и др.
Несогласованная позиция некоторых стран СНГ при их вступлении в ВТО может создать проблемы для казахстанской экономики. Например, Грузия, Кыргызстан и Молдавия вступившие в ВТО на нестандартных условиях, взяли на себя дополнительные обязательства, выходящие за рамки ВТО, при этом не сделали оговорок, касающихся преференциальных соглашений в рамках СНГ. Между тем, если и другие страны будут вступать на таких же условиях, то это вполне очевидно может вызвать противоречия с существующими соглашениями в рамках ЕврАзЭС, а также в рамках Таможенного союза.
Согласование позиций требуется и в отношении ШОС, несмотря на то, что Китай заявил о своей готовности поддержать Казахстан по вопросу получения членства в ВТО и поделиться своим пятнадцатилетним подготовительным опытом по вступлению в эту организацию.
Отдельной темой является вопрос использования переговорного процесса по вступлению в ВТО для решения двусторонних политических проблем. Россия уже почувствовала на себе негативное влияние этой тенденции, в первую очередь со стороны Грузии и Молдавии, являющимися членами ВТО, а также Украины, которая вступит в организацию в ближайшем будущем. Насколько эта проблема коснется Казахстана, будет зависеть от степени вовлеченности последнего в сферу пересечения интересов дальних и ближних соседей.