Вообще, заполнение Коксарая началось еще в феврале, в то время как завершение строительства планируется на 2011-2012 годы. То, что Коксарай открывают и эксплуатируют еще до завершения работ, в принципе, полностью объясняется техническими особенностями проекта. Являясь водохранилищем отчасти котлованного, отчасти дамбового типа, первая очередь регулятора вполне может принять до трети проектного объема воды (1 куб. км из 3-х проектных) еще до того, как будут сооружены остальные две трети дамбы.
В то же время данный факт вызывает массу пересудов и слухов у местного населения. Причем не столь беспочвенных, ведь стройка «века», идущая «ударными темпами, но в строгом соответствии с планом», нет-нет да и подкинет не очень приятный сюрприз.
Так, с началом тестового (пробного) заполнения в феврале с.г., министр по ЧС Божко клятвенно заверил, что, благодаря Коксараю в этом году мы гарантированы от потопов и наводнений со стороны Сырдарьи.
Однако уже в конце февраля — начале марта, в районе Коксарайского контррегулятора начало основательно топить трассу Арысь-Шардара. Местные жители были уверены — прорвало Коксарайский контрегулятор. На трассе были установлены блок-посты из полиции и ЧС-ников, и без лишних объяснений всех, следующих из Арыси в Шардару и обратно, отсылали по объездной дороге, дающей почти 70 км лишнего крюка.
Ситуацию не облегчали и бессвязные комментарии официальных служб. ЧС-ники упорно твердили, что «в связи с повышенным половодьем, в районы Сырдарьи стянуты усиленные силы аварийно-спасательных служб», но «в целом ситуация под контролем». На все просьбы разъяснить, что происходит с затопленной трассой Арысь-Шардара, они словно переставили понимать, и говорили что-то совсем другое. Столь же молчаливы были и в полиции.
Наконец свет на происходящее пролили сами строители Коксарая.
Выяснилось, что кусок трассы Арысь-Шардара совершенно в соответствии с проектом попадает в зону затопления. И для этого тем же проектом предусмотрено строительство новой объездной дороги. Но если сам контррегулятор строится быстро и без проблем, то дорогу в объезд прокладывают не столь ударными темпами. В результате сейчас все еще как бы используется старая дорога, которая оказалась затопленной. И хотя такое запроектированное затопление грозит отрезать от «большой земли» ряд поселков в районе Коксарая, все официальные органы в один голос уверяют, что волноваться не следует, все идет по плану.
— Коксарайский контррегулятор предназначен защитить Кызылординскую и Южно-казахстанские области от паводковых и сезонных наводнений. Каждый год на эти цели мы затрачивали миллионы тенге. Уже в этом году Коксарай принял большой объем воды, что позволило избежать бедствий в низовьях Сырдарьи, — отчитывались чиновники президенту во время его осмотра Коксарая. Затопленную дорогу президенту никто не показывал. Да и какие проблемы — вот кончатся дожди, и можно будет ехать по старой трассе. А там и новую дорогу откроют!
Несмотря на то, что Президент запретил устраивать во время его визитов пышные открытия и презентации всевозможных объектов, так как многие из них впоследствии оказывались «мыльными пузырями», южно-казахстанские власти и в этот раз не упустили случая похвалиться своими достижениями.
Президенту был показан новый завод по выпуску керамогранита, совместный турецко-ирано-казахстанский проект. Специально для президента здесь дали первую партию продукции — облицовочной плитки по итальянской технологии. Президент пожелал успехов новому производству.
По официальным данным завод практически уже готов к пуску. Однако те же официальные органы еще в прошлом году дважды заявляли, что завод будет пущен то весной, то осенью. Журналисты уже не раз посещали этот завод, и разговаривали с его руководством. На вопрос почему откладывается открытие, руководители каждый раз ссылались на какие-то обстоятельства. Но один раз прозвучала довольно настораживающая информация. Оказывается, турецкие фирмачи, имеющие безусловно огромный опыт в производстве керамогранита (попросту облицовочной плитки), открывая завод в ЮКО, рассчитывали, что здесь имеются природные запасы соответствующей глины. И вроде даже казахстанская сторона неофициально уверяла, что имеются, дескать все признаки богатых глиняных месторождений в ЮКО. И вот-вот будет проведены геолого-изыскательские работы, которые эти месторождения откроют. Но глины так и не нашли. И вот теперь 70 процентов сырья (той самой специфической глины) турки намереваются завозить в Южный Казахстан из Украины. Отметим, что на этой украинской специфической глине вообще, оказывается, работают большинство керамогранитных производств и в России, и в Турции, и даже в Западной Европе. Возможно, в этом обстоятельстве и кроется ответ на вопрос — почему, практически готовый завод так и не начинает запуск. Все-таки одно дело возить глину из Украины в Турцию или в Италию. И совсем другое — в Южный Казахстан.
Затем Президент посетил новую областную филармонию и посмотрел премьерный спектакль. Президент остался доволен и спектаклем, и зданием. Однако, справедливости ради, нельзя не отметить, филармония была выстроена взамен старой, здание которой снесено. А, между прочим, то здание имело статус архитектурно-исторического памятника. И хотя новая филармония, как утверждают официальные органы, строилась по чертежам и в полном соответствии с прежним архитектурным творением, однако историки считают, что Шымкент потерял один из уникальных памятников зодчества.
Отметим также, что во время предшествующего визита, в сентябре 2009 года, Президент Назарбаев участвовал в церемонии открытия монумента Независимости на площади Ордабасы, выстроенного по программе «социально-ответственного бизнеса». То бишь, целиком на средства спонсоров. Но не прошло и полгода, как комплекс потребовал капитального ремонта — с него начала сыпаться плитка и проваливаться бордюры…