Мини-производство Татьяны ЧУЧУПАЛОВОЙ в поселке Верх-Березовка занимает часть этажа, когда-то спроектированного под гастроном. Всё оборудование – это небольшая чесальная машина, деревянные емкости и валики. “Никакой химии, – утверждает глава мастерской. – Весь секрет – в золотых руках девочек”.
Сегодня хендмейд в виде тапочек, шляпок, беретов, сумок расходится по всему Казахстану и за его пределами. А начиналось всё с мастер-класса, на который Татьяну в свое время завлекла ее инициативная тетушка. У девушки в это время складывалась типичная карьера с рабочим днем в офисе и стабильной зарплатой. Сейчас ей даже удивительно, как она осмелилась отказаться от спокойной понятной должности ради рискованного свободного плавания.
– Что-то подглядывала в роликах в Интернете, что-то узнавала методом проб и ошибок, – говорит Татьяна. – Сначала делала только для себя, потом в подарок друзьям и родным. Ходила на все тренинги и курсы, которые предлагали акиматы и палата предпринимателей. Некоторые там сидели, лишь бы отбыть время, а мне реально нужны были знания, как составить тот же бизнес-план или продвинуть товар.
На одном из таких занятий начинающая рукодельница услышала о конкурсе бизнес-идей от ПРООН в Восточном Казахстане. Ей дали шанс открыть свой мастер-класс, включили в программу стажировки в Бишкеке, Шымкенте, Таразе.
– У нас была возможность поучаствовать в ярмарках в столице, – вспоминает рукодельница. – Мы побывали в домах моды. Каждый раз приходили какие-то новые знания в технологии или дизайне. Я училась сама и учила других.
Визитки, контакты
Первый год практически весь объем уходил по заказам, сделанным онлайн. Стартовая партия вообще целиком ушла в Новосибирск. А когда появились аккаунты в соцсетях, начали поступать заявки от земляков, разъехавшихся по всем регионам, и даже из-за океана.
– Нам указывают модель, размер, количество, – поясняет мастер, – а мы отправляем по почте.
Значительная доля продаж, как правило, приходилась на традиционные ярмарки по праздникам и в выходные в областном центре и соседних городах. Попутно работницы мастерской раздавали визитки с контактами, выслушивали пожелания.
По словам Татьяны, всем было выгодно: акиматы ставили галочку в отчетах по работе с малым бизнесом, а ее небольшое предприятие расширяло клиентскую базу.
Два года назад рукодельнице предложили выставить свой ассортимент в магазине ремесленных изделий в Усть-Каменогорске. И оказалось, что постоянная стационарная точка – это выгодно.
– Онлайн-продажи – не самый надежный канал, – отмечает предприниматель. – Часть клиентов отпугивает, что почтовые посылки долго идут. Кто-то боится, что товар по дороге может потеряться. А свой отдел – это соответственно постоянный круг покупателей.
Владелица мастерской начала искать возможность самостоятельной аренды бутика. Зимой 2020-го в Усть-Каменогорске как раз открылся новый торговый центр, февраль – март мастерская в нем поторговала, но магазин закрылся в связи с введенным чрезвычайным положением. Ярмарки, дававшие значительную часть выручки, закрылись. Онлайн-заказы просели вместе с забуксовавшими почтовыми отправлениями.
– Такое состояние было, – рассказывает Татьяна, – я просыпалась утром и хваталась за голову: “Что делать?”. Хорошо, у нас с мужем довольно большой земельный участок. Мы посадили огурцы и возили их на продажу как экопродукцию. Так и выживали.
За тридевять земель
Свой ассортимент верхберезовцы нарабатывали путем проб и ошибок. Ставку сделали на абсолютную натуральность, включая цвет. Например, те же тапочки валяли бежевыми, коричневыми или серыми в зависимости от сорта шерсти. От использования красителей отказывались. Однако едва дошло до продажи, товар не пошел. Покупатели смотрели изделия, щупали и… откладывали со вздохом: “Что-то они у вас серенькие, вы бы их приукрасили”.
– Наши женщины любят с цветочками, бантиками, узорами, что-то такое, чтобы радовало глаз, – улыбается Татьяна. – Может, сказывается долгая зима, хочется красок. Сегодня у нас 18 основных цветов, много дизайнерских наработок, мы можем выбирать. Хорошо, например, расходятся изделия с казахским национальным орнаментом.
Часто идеи подсказывают сами заказчики. Как-то пришел клиент и попросил домашнюю обувь в стиле хаки. Умелицы попробовали разные варианты, предложили заказчику – понравилось. Решили выпустить партию, и она выстрелила. Так в постоянном ассортименте появились тапочки для “настоящего полковника”.
Верхберезовцы используют фабричную шерсть, которую везут из Тараза, за 1 600 километров.
Понятно, что это накладные расходы. По словам Татьяны, они пробовали покупать сырье у местных хозяйств, но ничего не вышло. Для ручной работы нужна первосортная шерсть от овец-мериносов, мягкая и длинная. Такую состригают со спины и боков овечек, куда попадают прямые солнечные лучи. Можно использовать кросс-брит, грубоватый сорт, подходящий для объемных форм, например, цветочков или шляпок. Но в Восточном Казахстане, где занимаются только мясными породами, и такого не найти.
Подготовка сырья – длительная и трудоемкая процедура. После стрижки его сортируют, чистят, моют, выдерживают часами в воде с концентрированной содой, отбеливают, сушат. В итоге после удаления грязи и жира от общей массы остается примерно треть.
– Поэтому мы привозим готовую белую шерсть и сами красим, – поясняет предприниматель. – Для нас это на порядок дешевле, чем если бы мы покупали окрашенное сырье. Когда стало ясно, что мы хотим не пару тапок в день делать, а больше, мы поняли, что не обойтись без чесальной машины. Я написала письмо в ПРООН, и нас поддержали.
Самая востребованная продукция верх-березовских умельцев – тапочки.
О планах Татьяна Чучупалова говорит с осторожностью. Пандемия не закончилась, что будет завтра, никто не знает. Хорошо уже хотя бы то, что мастерская не стоит, работает.
– Мы занимаемся делом, от которого сами получаем удовольствие, – заключает хозяйка мастерской. – Очень хотим, чтобы наши тапочки были в каждом доме.
УСТЬ-КАМЕНОГОРСК