“Спасите ногу – мне на соревнования ехать”
Именно лето – самая напряженная пора тренировок, подтверждает Ербол: “Как летом подготовишься, так зимой побежишь”. На встречу спортсмен приходит ровно в назначенное время на следующий день. Несколько мальчишек подбегают к моему герою и с детским любопытством рассматривают его – мускулистый парень с протезом вместо ноги напоминает супергероя фантастического блокбастера.
– Смотри, Железный человек, Терминатор!
– Точно!
К любопытству людей Ербол уже привык. С момента трагедии, когда по вине местных мажоров (парень живет в Петропавловске) лишился ноги, он вообще много к чему поменял отношение. Единственное, что осталось неизменным, а быть может, только укрепилось – сила духа.
– Сейчас у меня другие цели. Хочу поддержать родителей, они столько трудностей видели, даже когда я стоял на обеих ногах. И хочу, чтобы сестренка этих трудностей не видела, – говорит Ербол. – В июле 2017 года я получил дробовое ранение в ногу. Это были мои знакомые, до этого с ними не конфликтовал. Может, у них была личная неприязнь ко мне… Началось всё вечером, а на следующий день я приехал, чтобы поговорить. Они же, как шакалы поступили… Друзья отвезли меня в детскую областную больницу – всё произошло рядом с ней.
Здесь ногу перетянули жгутом и оставили ждать скорую, которая приехала… через 3 часа. Я потерял много крови, чуть на тот свет не отправился…
До того, как потерять сознание в скорой, разговаривал с врачами, просил спасти ногу, мне ведь 18 августа предстояло на соревнования ехать. Потом отключился… Сначала повезли в больницу экстренной помощи, потом – в железнодорожную, где мне ампутировали левую ногу. Родственников не предупредили… Говорят, врач, который меня оперировал, через пару дней уволился…
…После операции проснулся – весь в трубках. Я был накрыт покрывалом и почувствовал, что ноги уже нет. Когда осознал это, уставился на операционные фонари, а в голове пульсировала одна мысль: за что? Слез у меня не было, но они были у моих родных. И я просил не заходить ко мне в палату с заплаканными глазами, старался поддержать близких. Потом дней 5 на перевязку ходил, нога, точнее, то, что от нее осталось (Ерболу ампутировали ногу выше колена. – Прим. авт.), завернута была.
Дедушка болел, а как по новостям увидел, что со мной произошло, так и вовсе слег. В сентябре его не стало… Бабушка инфаркт перенесла.
Поначалу было желание наказать тех парней своими руками, но потом отпустило как-то. Я заявление не писал, не по-мужски это. Не разглашал всю информацию, и правоохранительные органы слепили со своей стороны… В некоторых СМИ не вся правда была. Одно знаю – я не виноват. А те парни уже вышли на свободу.
И далекие станут близкими…
Ногу Ерболу ампутировали в конце июля, а в августе он уже начал заниматься на турнике.
– Нога очень сильно отекала, по ночам не мог спать, пока боли отходили, было тяжело. Тетя, с которой я живу, страдала, смотрела, перевязки делала. До операции я весил 74 килограмма, после – 59. Сейчас вернулся к своему весу.
Не сломиться после произошедшего Ерболу помогла поддержка не только родных, но и незнакомых людей.
– В Петропавловск приехали на тот момент президент Федерации ММА Казахстана (смешанного боевого единоборства) Анатолий Ким и главный тренер Астаны по ММА Сергей Веселов. Я с ними до этого не контактировал, и вдруг чужие люди приезжают в мой родной город, чтобы поддержать меня. Более того – приглашают на сборы в Алматы, – вспоминает наш герой.
А вот казавшиеся близкими люди в этот переломный момент ушли из жизни Ербола: девушка, обещавшая быть до конца, якобы после запрета родителей встречаться с парнем ретировалась. Перестал выходить на связь и тренер по рукопашному бою.
– К тому времени прошло 1,5 месяца после травмы, и вот я уже на сборах ММА, где пацаны готовятся к чемпионату мира в Бахрейне. Там были Шавкат Рахмонов, Арман Ашимов. Вместе с ними я тренировался трижды в день. Было тяжело, но я собрался с мыслями, никому не жаловался. Утром ходили на прогулку, в 9 часов начиналась тренировка.
Вскоре я впервые участвовал в соревнованиях по грэпплингу – это микс бразильского джиу-джитсу, вольной борьбы, боевого самбо и дзюдо. До травмы мне этот вид особо не нравился, а после появился интерес. А еще до выстрела я занимался рукопашкой, на жекпе- жек (смесь грэпплинга, джиу-джитсу, вольной борьбы и карате) завоевал 2-е место. До 16 лет занимался футболом, ходил в военно-патриотический клуб “Саланг”.
Честный бой
В августе 2019-го в Нур-Султане Ербол стал чемпионом Азии по грэпплингу по версии Международной федерации UWW, в сентябре в Ташкенте занял 2-е место на чемпионате Азии по версии AIGA (борьба в партере с применением болевых и удушающих приемов, Ербол выступал в категории “любители”). В узбекской столице казахстанец не только победил соперников в основных поединках, но и сразился в суперсхватке.
– Противником был 17-летний парень с ДЦП. Нам сделали суперсхватку – это когда один бой в финале. Ни он, ни я не сдавались до последнего. В итоге он выиграл. Первое время я вообще терпел поражения, соперники мне даже пытались подыгрывать, когда видели, что я на одной ноге. В таких случаях я отказывался бороться, ведь бои должны быть честными, – рассказывает Ербол. – А в этом году стал чемпионом страны по паралыжным гонкам и вошел в национальную сборную. Сейчас готовлюсь к Паралимпийским играм в Пекине в 2022 году. Это моя главная цель.
В паралимпийский спорт я пришел в 2018 году. Как-то в столице выступал на соревнованиях по грэпплингу, и дядя Сергей (Веселов) и Анатолий Игоревич говорят: “Ты такой сильный, даже здоровых “ломаешь”. Тебе надо в паралимпийский спорт. Завтра выиграешь Олимпиаду, получишь квартиру”. И тогда я подумал о легкой атлетике. Но не смог заниматься – для этого нужны были дорогие бионические протезы. Мне предложили лыжные гонки, тренерами стали Антон Жданович, Аслан Токбаев и Василий Коломиец.
Разбитые колени, но не мечты
Ербол передвигается и занимается спортом на протезе, изготовленном на местном заводе. Дешевый протез изначально не подходил парню – в нем было неудобно ходить, не то что тренироваться.
– Сейчас на мне этот же протез, просто покрыли карбоновой пластиной. В прошлом году гильзу поменяли и силикон сделали, и колено на протезе другое было, его тоже заменили – оно разбилось, я же велосипед кручу.
Первое время на этом протезе шага не мог сделать, но за пару дней научился, даже без тросточки смог передвигаться. Сейчас, когда иду, как будто хромаю. Походка зависает из-за гидравлики, техника протезная не успевает за моим активным образом жизни. Дорогие бионические протезы производства Германии синхронизируют вторую ногу, и походка становится естественной, бегать, прыгать можно. Но они стоят 10–15 миллионов тенге. Мои наставники предлагали собрать средства всем народом, но я не приветствую такое – просить помощи. Сам заработаю, когда время придет, – говорит Ербол Хамитов и дает совет тем, кому только предстоит устанавливать протезы. История казахстанца, получившего травму позвоночника и ставшего мастером спорта международного класса
– У кого есть ампутация – пусть просят протезы с силиконом, они стоят 250 тысяч тенге. Вам могут сказать, что это плохие протезы, что натирают, но это совершенно не так! Сначала мне предлагали шинно-кожаный протез, он весит 6 килограммов, его нежелательно устанавливать – разбивает людям культю. А через 3 года после установки дешевого протеза вы имеете право на дорогостоящий протез. У меня по плану минздрава получение такого протеза стоит на 2021 год, но, может, как участнику паралимпийской сборной мне удастся получить его раньше.
А пока Ербол продолжает усиленные тренировки по составленному наставником Антоном Ждановичем плану.
– Всё строго, занимаюсь на роллере, с баллоном, силовыми упражнениями – резину тянем, чтобы не только объемы мышц накачать, но и жилы были прокачанные. На меня возлагается ответственность, я пришел в профессиональный спорт, чтобы принести паралимпийскую медаль. И я ее получу! Пусть даже не в 2022 году – может, Всевышний даст мне еще одно испытание, но я его пройду. У каждого в этой жизни свои испытания, но не нужно сдаваться. Цените жизнь и занимайтесь спортом! – обратился к читателям наш герой, железный человек с большим сердцем.
НУР-СУЛТАН