Пограничное око
В советские годы в Пицунду, Гагры, Сухуми трудящиеся ехали целыми коллективами. Сам Сталин имел в горах Абхазии не одну, а целых семь дач. Вождь народов любил Абхазию, поэтому при нем республика процветала. Впрочем, вся советская элита считала своим долгом летом отдыхать именно в Абхазии.
Но грузино-абхазская война 1992–1993 годов резко изменила ситуацию. Зона военного конфликта – не место для отдыха, поэтому долгие послевоенные годы Абхазия, находясь еще и в экономической блокаде, в буквальном смысле выживала. И хотя сейчас ситуация нормализовалась, поток туристов не вырос, люди с опасением смотрят на страну, где недавно шли военные действия.
Сегодня в Абхазию можно попасть только одним способом: по пешеходному переходу через российско-абхазскую границу на реке Псоу, что в нескольких километрах от Адлера. Этот мост абхазцы называют дорогой жизни, именно он соединяет республику с внешним миром.
По одну сторону моста стоят российские пограничники и таможенники. На этой границе обязательно иметь загранпаспорта даже на детей – в противном случае вас просто не пропустят, и никакие уговоры и слезы не помогут. Наши паспорта тщательно проверяют. На это уходит не меньше получаса, пограничник за окошком несколько раз созванивается со своими коллегами, чтобы проверили меня на предмет всевозможных нарушений и розыска. За это время образовывается огромная очередь, наконец нам отдают паспорта, и мы двигаемся дальше по нейтральной полосе к абхазской границе – около 500 метров с рюкзаками и сумками. Абхазские пограничники оказались более дружелюбными, покрутили наши документы и отпустили, ничего проверять и записывать не стали. Как объяснили потом местные жители, они очень доверяют российским коллегам, поэтому уверены, что мимо ока российских погранцов никакой шпион или криминальный элемент не пробежит.
Пить и не пьянеть
Ну вот и все – мы в Абхазии. От границы до Пицунды минут 40 езды на “Москвиче” нашего знакомого Юрия. Проезжаем Гагры, первое, что бросается в глаза по дороге, брошенные, разбитые дома – в них когда-то жили грузины, которых теперь в стране почти не осталось.
Вот знаменитый гагринский мост, который был взорван и до сих пор не восстановлен. Следы войны мы увидим и в столице Сухуми, где пятиэтажный дом правительства до сих пор без окон и дверей, как будто только вчера закончились бои.
Но война войной, тем более ее уже давно нет, а мы приехали сюда отдыхать. Выйдя из машины, полной грудью вдыхаем целебный морской воздух с ароматом реликтовой пицундской сосны. После наших казахских степей – зрелище неописуемое! Слева – величественные горы Кавказа, справа – песчаные пляжи Черного моря. Хочется все попробовать, ко всему прикоснуться.
Абхазы, так же как казахи, славятся своим гостеприимством. Наши знакомые Юрий и Людмила первым делом усадили нас за стол. И что за застолье без знаменитого абхазского вина и восьмидесятиградусной чачи! На Кавказе с детства воспитывается культура пития, поэтому вина здесь пьют много, как обычный жаждоутоляющий напиток, но никто не пьянеет.
Зима посреди лета
Но Кавказ – это прежде всего горы, и мы с четырехлетним ребенком отправляемся на вершину почти 1700 метров, туда, где альпийские луга и растут черные тюльпаны. Три дня мы прожили в палатках в горах Ауадахара, что в переводе означает «источник». Здесь прямо с гор течет настоящая минеральная вода.
Вообще вся вода в Абхазии питьевая, поэтому запасаться ею здесь не имеет смысла – пить можно прямо из журчащих рек. А в городе – из-под крана, причем вода вкуснейшая, наша, даже десять раз очищенная никогда, наверное, такой не станет. Поэтому в ближайшем будущем для Абхазии экспорт питьевой горной воды может стать еще одной статьей дохода экономики.
Находясь в горах, первым делом мы решили побывать на озере Мзы. Семь километров пешком по горным тропинкам, вокруг – величественный лес, сменяющие друг друга горные реки с грохотом текут вниз, альпийские луга, черные тюльпаны, занесенные в Красную книгу, растут почти посреди снегов – никакое видео и фото не в состоянии передать красоту здешних мест!
А озеро Мзы, до которого мы шли почти пять часов, было еще наполовину в снегу. Но мы все равно решили искупаться в нем. А потом поиграть в снежки посреди лета!
Дача Сталина
На следующий день отправляемся к одному из красивейших водопадов Абхазии – Кардавачу. Вообще водопады здесь почти на каждом шагу, но Кардавач, или, как еще его называют, Аджара (по названию озера, находящегося на вершине), считается одним из красивейших. К водопаду ведет узкая тропинка, в горах то и дело слышны раскаты выстрелов – это охотники стреляют в медведей. Причем на охоту здесь ходят с… автоматами Калашникова, оставшимися с войны.
А Кардавач оказался настоящим зрелищем – не зря мы шли к нему пол-дня. Правда, подняться на самую вершину не удалось – слишком крутой подъем. Но и то, что мы увидели, превзошло все наши ожидания: миллионы кубических метров воды, с огромной скоростью падающих с высоты и разбивающихся о каменные глыбы.
После того, что мы увидели там, наверху, жемчужина Абхазии – озеро Рица – уже не впечатлила. Хотя предел мечтаний обычных туристов – это именно Рица; сюда приезжают толпы отдыхающих, чтобы посмотреть на загадочное озеро, глубина которого достигает 30 метров. Кстати, в окрестностях этого озера находится одна из дач Сталина, сейчас для туристов она закрыта – там отдыхают высокопоставленные гости самопровозглашенного государства.
Голубое лукоморье
У моря – своя красота. Десятки километров почти дикого песчано-гравийного пляжа – такого не увидишь ни в Турции, куда каждый казахстанец нынче считает своим долгом съездить, ни в Египте, ни в Болгарии. На море в любое время суток штиль, потому что пляжи находятся в знаменитой Пицундской бухте, куда никакие шторма не заходят. В древности в эту бухту причаливали римские и греческие военные корабли. А пицундская сосна считается одной из самых целебных. Причем сосновая роща раскинулась как раз вдоль побережья, поэтому, вдоволь накупавшись в море, можно пойти полежать в тени вековых сосен, что мы и делали. А вечером в храме Х века проходит концерт органной музыки. Считается, что акустика в храме – одна из лучших в мире, поэтому многие известные музыканты дают свои концерты именно здесь.
Еще одна достопримечательность Абхазии, которую нельзя не посмотреть, – Новоафонская карстовая пещера. Протяженность пещеры несколько километров, но для посещения доступны всего шесть залов, состоящих из полутора километров сталактитов и сталагмитов. Зрелище впечатляющее, если учесть, что в мире не так много таких больших пещер, доступных для обозрения и специально оборудованных подсветкой и музыкой.
Лучше один раз увидеть!
Рассказать обо всех красотах Абхазии невозможно – их нужно увидеть самому. Но отдыхающих здесь немного, и в основном это россияне – наших соотечественников мы здесь не увидели. Иностранцы из дальнего зарубежья, по признанию местных жителей, после войны к ним тоже не едут, похоже, боятся за свою жизнь. Хотя народ более чем дружелюбный, туризм – основная статья доходов не только экономики государства, но и простого населения. Люди живут здесь от одного туристического сезона до другого, поэтому готовы предоставить отдыхающим все самое лучшее, что у них есть. Цены здесь намного дешевле, чем в той же Турции, а отдохнуть от души, причем всей семьей, можно намного лучше. Рафтинг по горным рекам, рыбалка на белугу и форель – все это мы попробовали. Адреналин на полную катушку! При желании вам даже охоту на медведей организуют.
Единственное, цены на продукты, особенно овощи-фрукты, очень высокие. Зато море, солнце, вода, горы – все это абсолютно бесплатно!
Гульмира КЕНЖЕГАЛИЕВА, фото автора, Уральск