Именно в этот майский день 1895 года на заседании Русского физико-химического общества в Санкт-Петербурге Александр Степанович Попов прочел лекцию «Об отношении металлических порошков к электрическим колебаниям», на которой и продемонстрировал прибор, способный испускать и регистрировать радиоволны.
Вскоре усовершенствованный вариант прибора был использован для беспроводной телеграфии. Но еще раньше итальянский инженер Гульельмо Маркони, шедший в своих исследованиях параллельно с Поповым, добивается передачи радиосигнала на полтора километра. Данное обстоятельство стало предметом многолетних споров о том, кто же все-таки является изобретателем радио — технического новшества, решительно изменившего человеческий мир.
Радио (от латинского radio — излучаю) — разновидность беспроводной связи, при которой в качестве носителя сигнала используются радиоволны, свободно распространяемые в пространстве. Когда радио только появилось, люди связывали с ним самые фантастические надежды. Считали, что радиолучи волшебным образом преобразуют экономику, что они благотворно будут влиять на здоровье людей, что — чем черт не шутит! — скоро сами люди смогут по радиоволнам перемещаться на тысячи верст в мгновение ока… Энтузиазм по отношению к новой «игрушке» был огромный, появились даже десятки фантастических романов, где радио выступало то в роли спасителя, то губителя человечества. Но в целом новые грандиозные возможности радио давали людям ощущение обретения огромной силы.
Однако не все сбылось, как мечталось. Афористично это хорошо выразили Ильф и Петров: «Раньше думали, что счастье придет, когда появится радио. Но вот радио есть — а счастья нет…»
За прошедшие более чем сто лет со времени начала первых массовых радиопередач роль радио менялась неоднократно. В начале оно воспринималось как единственная (если не считать кинематографа) альтернатива публичному печатному слову. Затем — как самое влиятельное средство массовой информации (ведь недаром во время политических переворотов первой половины двадцатого века первостепенной мишенью революционеров становилась радиостанция).
Затем радио определяли как самое массовое из всех средств массовой информации, что, в общем, верно и сегодня — существует возможность вещать из одной точки на весь земной шар. Благодаря своим преимуществам над телевидением, радио сегодня остается очень актуальным средством массовой информации.
О сегодняшнем дне радио и его перспективах у меня состоялся очень интересный разговор на недавно прошедшем Евразийском Медиа форуме с доцентом отделения радио и телевидения Свободного Российского Гуманитарного университета Анной Губановой.
— Сегодня радио меняется, идет процесс специализации различных радиостанций, сегментации радио по интересам слушателей. Это характерно как для России, так и для Казахстана, — считает она. — Взять ваши популярные радиостанции: «Радио-31» в основном транслирует иностранную легкую музыку, это его явно выраженный фирменный стиль. «Радио-ретро» «специализируется» на мелодиях прошлых лет. Есть музыкальные предпочтения и у «Радио NS», других каналов.
— А вам не кажется, что засилье музыки в радиовещании снижает возможности радио как информационного канала? Куда исчезли такие жанры, как радиорепортажи с места событий, интервью по актуальным темам, аналитические материалы? Порой кажется, что все радио сегодня — это один большой развлекательный музыкальный канал, где бесконечные попса и рок иногда только прерываются краткими выпусками новостей, порой просто буквально на две-три минуты! Остальное время — только музыка и реклама…
— Вы правы, такая проблема сегодня действительно есть. Радио брошено в море рыночных отношений и вынуждено выживать — непременно зарабатывая. А что может быть беспроигрышнее для владельцев радиостанций и менеджеров, чем музыка, которую слушают все? Под такой формат, как считают они, легче всего находить рекламу, на средства от которой радио в основном и существует. Однако этот формат постепенно начинает меняться, серьезная, аналитическая информация становится все более востребована у слушателей. Самый яркий пример — радиостанция «Эхо Москвы», где поднимаются самые важные общественные проблемы, причем очень компетентно и оперативно. Такой формат стал сегодня все шире распространяться и на десятках других российских радиостанций в провинции. Уверена, вскоре этот процесс мы сможем наблюдать и в Казахстане.
— Может ли радио сегодня конкурировать с телевидением, Интернетом?
— У радио есть огромное преимущество — оно доступно практически всегда и везде. На работе телевизор не посмотришь, а в дороге часто нет возможности зайти в Интернет. Радио же может сопутствовать человеку в любой точке земли, донося до него информацию в любое время, и где бы он ни находился. Огромные возможности радио для организации населения, для пропаганды, для доведения до каждого той или иной важной информации сегодня мало используются. Но история показывает, что радио — серьезная сила, которую можно использовать как во благо людей, так и во зло.
Яркий пример — радио при тоталитарных, диктаторских режимах. Его возможности хорошо оценили в фашистской Германии и сталинском Советском Союзе. Устное слово должно было помочь национал-социалистам завоевать не только Германию, но и весь остальной мир. Министр пропаганды Йозеф Геббельс начал борьбу за прославление идеи национал-патриотизма с очистки германского радиовещания от всевозможных противников режима. Вольнодумцы и все несогласные быстро оказались в концлагере.
Девиз национал-социалистов гласил: «Радио в каждый дом!». Уже летом 1933 года 28 ведущих радиофирм Германии в принудительном порядке должны были начать работы по созданию простого, дешевого и добротного радиоприемника. Власти издали закон, по которому запрещалось прослушивание зарубежных голосов. Нарушителям предъявлялось обвинение в измене Родине и следовало наказание: концлагерь, тюрьма, исправительные работы.
Народ подчинился, и число радиослушателей с 1933 по 1943 год возросло с 4 до 16 миллионов. Радиопроизводители пошли еще дальше. Был создан совсем небольшой и дешевый приемник, который в народе назывался «мордой Геббельса». Радио вошло буквально в каждый дом немцев, так успешно «промывая» им мозги, что до самого краха Третьего Рейха в стране люди были покорны и послушны. Похожая ситуация сложилась и в СССР, где радио служило главным орудием государственной пропаганды, радиоточки были обязательны в каждом доме, в каждой квартире.
Могут сказать, что в современном мире радио не может использоваться в таких неприглядных целях. Однако жизнь показывает обратное. Совсем недавно, в 90-х годах прошлого века в африканской Руанде разразилась гражданская война.
В ходе межэтнических столкновений племен тутси и хуту были убиты самым зверским образом почти миллион человек. Это преступление ООН квалифицировало как геноцид. Считается доказанным тот факт, что масштаб геноцида стал возможен благодаря вещанию «Радио и Телевидения Тысячи Холмов», которое контролировали хуту.
После крушения самолета президента Радио возложило вину на бельгийский миротворческий контингент. 7 апреля в эфире прозвучали прямые указания населению убивать тутси. Примечательно, что в новостных сообщениях журналисты сознательно вместо слова «тутси» говорили слово inyenzi (тараканы) (типично геббельсовкий прием, который называл евреев «крысами» и «тараканами»). После наступления повстанцев, Радио перебазировалось в Заир. Однако после восстановления порядка в стране его основатель и директор Фердинанд Нахимана был арестован и осужден на пожизненное заключение.
Сегодня все радиостанции озабочены привлечением слушателей, увеличением их числа. Поэтому на радио ищут новые формы работы, используя возникшие в последние годы современные технические возможности. Нередко слушатель становится основным ведущим на радиостанции.
На Западе существует популярный формат talk-radio, строящийся на звонках слушателей. О положительности такого опыта говорит то, что многие популярные развлекательные каналы взяли его на вооружение, именно в радийном виде звонка в студию. Эта форма ни к чему не обязывает, не требует четкого оформления мысли, с точки зрения теории речевой коммуникации — это полностью императивное общение, построенное не на сообщении информации, как провокативное в прессе, а на передаче эмоций. Ведь традиционный «Привет» или поздравление на радио — сугубо ритуальные сообщения, которые не несут в себе никакой смысловой нагрузки, кроме оповещения всех о факте собственного благополучного пребывания в этом мире.
Другой интересной формой общения на радио является vox populi — краткий опрос общественного мнения на заданную тему. Если печатному средству массовой информации в данном случае пришлось бы ограничиться простой статистикой или пересказом мнений, то радио может дать человеку возможность высказаться напрямую, не сдерживая эмоций.
Радиостанции внесли значительный вклад в освещение жизни и деятельности маргинальных и оппозиционных общественных групп. Было время, когда они становились единственной возможностью распространять альтернативную информацию. Существование многочисленных этнических радиостанций на Западе (например, баскские радиостанции в Испании, курдские в Турции, и наконец, некоммерческие российские радиостанции в Израиле), подпольных радиостанций, коротковолновых радиостанций в советский период (руководство СССР заявило, что будет сбивать любой западный телерадиовещательный спутник, ведущий трансляцию на его территорию, с радиостанциями оно этого сделать не могло) доказало, что радио может быть единственной альтернативой государственной пропаганде.
— Еще одним преимуществом радио являются сравнительная легкость создания и восприятия устного текста, — говорит Анна Губанова. — Живая речь — самое естественное средство коммуникации для человека, поэтому она лучше всего воспринимается. Следующее преимущество — возможность освещать событие «напрямую», в ходе его развития. Оперативность, которую дает радиовещание, позволяет слушателю при желании вести прямой диалог с журналистом, не предъявляя при этом к нему таких требований, как переписка с газетой или журналом. Современный радиослушатель имеет массу возможностей высказать свое мнение, сегодня радио все больше используется как вариант «открытой трибуны». Формы могут быть разными — от блиц-опросов по определенной теме до звонков в студию.
Но радио — это не только средство массовой информации или развлечение. Для этого используется только часть спектра радиоизлучений. Стремительный прогресс науки раскрыл новые возможности для исследования различных электромагнитных излучений. Возник радиотелескоп — астрономический инструмент для приёма собственного радиоизлучения небесных объектов (в Солнечной системе, Галактике и Метагалактике) и исследования его характеристик: координат источников, пространственной структуры, интенсивности излучения, спектра и поляризации.
Так радио (в широком смысле) помогло человечеству сделать важнейшие научные открытия о Вселенной, о начале и развитии Галактики, о звездах и планетах. Огромный массив новой информации о звездах принесли в последнее время высокочастотные телескопы теплового, видимого, ультрафиолетового, рентгеновского и гамма — излучения. Крупнейшие радиотелескопы мира сегодня находятся в США, в местечке Грин — Бэнкс, и в Пуэрто-Рико в Аресибо.
Вот почему радио по-прежнему остается важнейшим элементом человеческой цивилизации.