Что и подтвердилось широким торжеством на днях в Астане, где компании, отличившиеся в строительстве знаменитого левобережья, получили благодарственные письма. Ну просто ностальгически советская слеза наворачивается.
На самом деле ирония здесь, скорее всего, не совсем уместна. Ведь долгие годы строительная площадка страны было просто мертва. За первые же шесть месяцев нынешнего года республика обрела около 6,5 тысяч зданий общей площадью 1 миллион 194 тысячи квадратных метров. Правда, сопутствуют этим достижениям две проблемы: склонность отечественных чиновников к найму турецких рабочих и катастрофически ветхое состояние жилья, уже имеющегося
Изрядное количество зданий алматинского жилого фонда — около 1000 — находятся сегодня в таком аварийном состоянии, что перспектива у них одна — снос, 2400 требуют немедленного капитального ремонта. На расселение людей из готовых вот-вот обрушиться домов требуется около 35 миллиардов тенге, на ремонт — 72 миллиарда. Само собой, в городской казне таких денег нет и не предвидится. А тем временем в разных районах вовсю идет строительство — неграмотно, торопливо.
В советские времена существовал генеральный план застройки — святая святых архитекторов и строителей, над которым, прикидывая перспективы ближайших 10-20 лет, работали целые институты. Невозможно было даже помыслить, чтобы на йоту отступить от утвержденного генплана. Сегодня строительными инструментами владеет золотой телец. Яркий пример тому — помпезные особняки, изуродовавшие склоны гор. Ладно бы, только безвкусицей «крутой» — в конце концов, и не к такому притерпеться можно. Но главное — город лишился своих «легких». Алматы прочно входит в десятку самых грязных в экологическом плане городов Европы, а в родной стране лидирует, чуть-чуть уступая лишь Усть-Каменогорску. Здесь рождается больше всех в республике младенцев с врожденными патологиями — изначально больных человечков.
Медики уверены, виной тому — страшный «коктейль», которым дышат будущие мамы. Содержание таких веществ II и III класса опасности, как свинец, мышьяк, фенол, формальдегид и многие другие превышает предельно допустимый коэффициент в 11-12 раз. Конечно, это смешно — два трамвайных маршрута на город-гигант. Конечно, это грустно — ржавеющие останки метро — как памятник бесхозяйственности и ушедших в никуда капиталов. Но ведь главное, что губит город, и о чем уже устали кричать специалисты — это абсолютно непродуманное, хаотичное строительство. С началом рыночных отношений многие фирмы быстро смекнули, насколько это лакомая ниша — недвижимость. Государство беспомощно выпустило из рук контроль за новостройками, поскольку единое планирование требует бюджетных средств, а их-то в казне хронически не хватало. Государственные стройки, худо-бедно привязанные к местности, розе ветров и т. д., быстро заглохли. Появились инвесторы с деньгами и собственными желаниями, далеко не всегда архитектурным нормам соответствующим. Возникли и архитекторы, уверяющие, что теория улиц, параллельных направлению бризов, в сущности, ерунда и строить в Алматы можно, как и в любом другом городе — то есть, как на ум взбредет.
Множество архитектурных фирмочек готовы изобразить вам на купленном участке земли хоть пирамиду египетскую, хоть замок средневековый.. По мнению специалистов, в Алматы растет число сейсмоопасных зданий — именно потому, что старые постройки безвозвратно ветшают, а новые сооружения возводятся по принципу «на авось». Вопиюще-легкомысленные перепланировки первых этажей под магазины, салоны и офисы — это мина замедленного действия. Разрешения на подобное экспресс-строительство выдаются легко, без всякого заключения экспертов сейсмостойкого строительства. Практически весь город сегодня стоит на этом шатком первом этаже карточного домика. Меж тем существуют две программы, каждая из которых рассчитана на десять лет: обновления жилищного фонда и сейсмоусиления. Финансирование их таково, что приведенные в порядок за год дома можно будет пересчитать по пальцам. В республиканском бюджете на эти цели средств не предусмотрено. Хотя по данным еще 1995 года, более четверти всего жилищного фонда республики находится в аварийном состоянии, правительство не намерено изыскивать деньги на поправку положения и бодро перекладывает хлопоты на местные бюджеты и КСК. Словно мы живем в совершенно безмятежной части света, где никогда и быть не может никаких сейсмических процессов.
Строительство во все времена имело особое стратегическое значение для любого государства: ведь здания возводятся не на один день, это и безопасность нескольких поколений, и собственно комфорт граждан, имеющих не него полное право, и, наконец, имидж страны. Здесь-то она, видимо, и должна проявить особую внимательность к коррумпированности чиновников, распоряжающихся распределением госзаказов. Ясно, что еще несколько лет назад мы, утратив московские стандарты и ориентиры, были просто не готовы конкурировать с иностранными компаниями, оснащенным технологиями, оперативностью и качеством. Особенно заинтересовались заповедным заброшенным сектором экономики турки: они быстро поняли, что, заплатив не такую уж большую мзду, можно не очень-то заботиться о качестве — отсюда анекдотичные «потемкинские» деревни первого года в Астане и ужасающие нарушения правил техники безопасности до сих пор по всей республике. Стремление к экономии — вещь похвальная. Турки, конечно, строят дешевле и по-муравьиному быстрее (потому у них на родине тоже проблемы безработицы). Но что же в результате? В Казахстане уже стал традиционным тендерный выбор подрядчика: минимальная цена играет главную роль. Именно то, что услуги турецких фирм дешевле на 20-25 процентов, срабатывает в их пользу.
Зато потом почему-то протекает крыша в алматинском гипермаркете «Рамстор», президентом страны подвергается резкой критике работа англо-турецкой фирмы на одном из важнейших отрезков трассы Алматы-Астана. Примеров можно приводить много. Это и отношение к «местной» рабочей силе — по сути дела, натуральная дискриминация. Инвестиции турецкого капитала достигают 1,5 миллиарда долларов, а в период наиболее активного строительства в Астане турецкие строительные компании выполнили подрядных работ в нашей республике в общей сложности на 2 миллиарда долларов. Пусть, пусть попрекнут меня коллеги за очередное использование штампа — но ведь, честное слово, до чего за державу обидно! Что ж, у нас нет светлых мозгов и надежных рук? Да есть, конечно — и многолетний классический День строителя — тому подтверждение. Осталось только самим начать строить…