Нет ничего более ужасного и тлетворно влияющего на человечество, чем наркомания. Подобно язве она медленно, но верно разъедает современное общество и постоянно прогрессирует. И самое страшное в ней то, что в первую очередь она воздействует на самые юные слои общества. Миллионы молодых людей по всему миру попадают под влияние этой игрушки дьявола, которая в конечном итоге ломает их жизнь. И как бы это кошмарно не звучало, как бы мы не пытались с нею бороться, стоит признать — пока что мы далеки от победы.
Хоть за три квартала 2017 года казахстанским полицейским удалось выявить 2 125 наркопреступлений и изъять более 16 тонн различных наркотических веществ, нельзя сказать, что количество наркозависимых от этого значительно уменьшилось. На данный момент в Казахстане зарегистрировано 27,3 тысячи наркозависимых, но страшно даже представить число тех, кто до сих пор остается в тени. С одним из таких, к счастью уже бывших, наркоманов нам удалось поговорить.
Судьба нашего сегодняшнего героя сложилась так, что в совсем юном возрасте он попал в плохую компанию. Теперь окружающие его люди либо некогда употребляли наркотические вещества, либо продолжают это делать до сих пор. Многие из них из-за своих вредных привычек, конечно же, имели проблемы с законом.
Следует отметить, что все они ведут асоциальный и порицаемый обществом образ жизни и вполне заслуживают самых жестких наказаний в соотвествии с казахстанскими законами. Но, как показывают их истории, правосудие в отношении наркоманов не всегда достаточно справедливо, и это при том, что они имеют такие же права, как и любой другой гражданин Казахстана.
Желая остаться анонимным, наш собеседник поведал корреспонденту медиа-портала Caravan.kz самые яркие истории из жизни алматинских наркоманов, когда правосудие давало сбой, а известный юрист Жангельды СУЛЕЙМАНОВ прокомментировал истинность подобных случаев и рассказал, как дела обстоят на самом деле.
— Как я понимаю, сами вы употребляли наркотики?
— Да, разве что органические, например, траву. Но, к счастью, это продлилось не так долго, и в данный момент мне удалось завязать.
— У вас возникали проблемы с законом?
— Лично у меня – нет. Но за тот недолгий период времени, когда я употреблял, мне удалось обзавестись знакомыми, которые нередко сталкивались с полицией. И, как правило, подобные встречи не имели ничего общего с законом.
— Что вы имеете в виду?
— Если честно, то всем плевать на борьбу с наркотиками и их распространением. Всех их ловят только для того, чтобы стрясти «бабки» и отпустить до следующего раза. Это кормушка для тех лиц, кто пытается контролировать эти сферы.
Помню одну историю, когда у полиции была очередная отработка. Мой знакомый с корешами гуляли по городу и «долбили косяки», почти все скурили, и осталась всего одна «пятка» (не больше одного грамма марихуаны. — Прим. авт.). Мимо проходили патрульные, учуяли запах, и тут они уже не отстали.
В итоге у моего знакомого находят ту самую «пятку» и увозят его в отделение. Там допрашивают, мол, где взял и так далее, а потом как доказательство показывают ему, что у него откуда-то взялось еще граммов десять, и все расфасовано по пакетикам. Начались тут же угрозы, что за распространение грозит реальный срок. В итоге ему дали день на то, чтобы он собрал деньги для откупа и ему удалось избежать какого-либо наказания.
— Получается, коррупция процветает?
— Интересно, что не всегда. В период отработок обычно всё складывается иначе. Например, был у меня знакомый, и у него всегда «на кармане имелось», в тот день было два коробка травы (в один спичечный коробок помещается около 5 граммов* марихуаны. — Прим. авт.), ему звонит кореш и говорит, приезжай туда-то, один чувак срочно хочет взять два «короба» и за это заплатит 10 тысяч тенге.
В данном случае речь действительно идет о распространении наркотиков, за которое грозит от 5 до 10 лет заключения в соответствии со статьей 297 УК РК.
Он приезжает, ему описали, где будет стоять покупатель и как он выглядит. Они пересеклись, тот ему передал товар, уже собрался уходить, а его два сотрудника встречают, скручивают и увозят. В машине с него сняли куртку и всю дорогу не отдавали.
Уже на допросе из него пытались выбить, где он взял траву, кто его поставщик, но он отказывался говорить. Одним из их аргументов стала куртка, из которой на стол высыпали уже не два коробка, а сразу шесть. Но он все равно отказался сдавать своего «барыгу».
В итоге его попинали и завели уголовное дело.
*Справка КАРАВАНА:
Статья 297 УК РК говорит, что за распространение марихуаны в небольших размерах (0,5 — 50,0 грамма) грозит от 5 до 10 лет, в крупных размерах (50,0 – 1 000 граммов) — от 6 до 12 лет, в особо крупных размерах (свыше 1 000 граммов) — от 15 до 20 лет.
— Какой срок ему грозил?
— Ему обещали 7 лет. В итоге он полгода отсидел в СИЗО, но благодаря стараниям адвоката успешно вышел.
Была ещё одна история, но закончилась она не так позитивно. Насколько я знаю, этот человек до сих пор сидит.
Однажды он приехал на "яму" (квартира или подвал, где собираются распространители и наркоманы. — Прим. авт. ), чтобы закупиться. Все прошло успешно, взял один коробок и там же немного «забил» и «дунул».
Рядом с ним ошивался какой-то такой же «укурок», подходит к нему, просит угостить. Ну тот повелся на это и согласился, потому что видел того типа там не один раз. Они пошли к нему на квартиру, а по пути туда их уже встретила полиция.
Привезли в РУВД, и давай его «месить», чтоб сдал как можно больше людей, которые на эту «яму» приходят. Угрожали, конечно же, большим сроком. Этот тип сдавать никого не собирался, так как знал, что за 2-3 грамма грозит только штраф. Причем он немного двинутый был, зачем-то сопротивлялся избиениям и даже плюнул одному из полицейских в лицо. За это его избили ещё больше, и в конечном итоге он получил 5 или 6 лет, точно не помню.
— Получается, что если даже размеры не крупные, то все эти люди получают срок?
— Да, с этим очень жестко. Если нет связей, то как минимум условку тебе дают. Чтобы кто-то платил какие-то штрафы – это я слышу впервые. Скорее всего, 297-я статья* у нас просто для галочки.
*Справка КАРАВАНА:
Статья 296 УК РК фиксирует незаконное изготовление, переработку, приобретение, хранение, употребление и перевозку наркотических веществ без цели сбыта. За употребление грозит штраф до 100 МРП, а за все остальное уже 200 МРП. Если наркотики были в крупном размере, то 300 МРП, а если в особо крупном, то преступника будет ждать срок от 3 до 7 лет.
Медиа-портал Caravan.kz не берется утверждать полную истинность вышеописанных историй, к тому же они могли иметь лишь единичный характер, и по ним вряд ли можно судить обо всей казахстанской правоохранительной системе.
Дабы пролить свет на ситуацию в целом и узнать, как обстоят дела на самом деле, мы обратились к известному юристу Жангельды СУЛЕЙМАНОВУ, и он поделился с нами своим объективным и авторитетным мнением.
— Есть мнение, что статья 296 УК РК вовсе не работает и все пойманные проходят по 297-й статье, где даже за малый размер предполагается срок от 5 до 10 лет. Это действительно так?
— Нельзя утверждать, что во всех случаях, когда сбыт не предполагался, дела квалифицируются по статье 297 УК РК. Нужно рассматривать каждый случай отдельно и проводить расследования.
Но, к сожалению, у нас существуют такие понятия, как «статистика» и «раскрываемость». Наша полиция, как и полиция любой другой страны, стремится к достижению поставленных показателей. Для сотрудников, конечно же, всегда намного выгоднее, если процент раскрытия тяжких преступлений будет хоть чуточку выше.
В подобных случаях доказательная база очень простая, ведь здесь идет либо закуп, либо поимка с поличным. К сожалению, полицейские очень часто могут злоупотреблять своими полномочиями. Например, могут придать преступлению характер сбыта, когда человек занимался производством или же хранением наркотических веществ в личных целях. Такие случаи возможны и вполне имеют место быть.
В данных ситуациях есть очень тонкая грань. Что такое сбыт? Сбыт – это реализация наркотических веществ третьей стороне. Разница между 296-й и 297-й статьями в том, что если в первой статье говорится о производстве, хранении, перевозке и потреблении наркотиков, то во второй ко всему этому прибавляется сбыт.
Здесь стоит быть объективным и понимать, что чаще всего производство, хранение и перевозка не производятся без цели сбыта, это попросту не имеет смысла. И именно в таком направлении мыслят сотрудники полиции. У жителя Шу сотрудники полиции изъяли 138 кг сушеной марихуаны
— Как в таких случаях можно доказать, что наркотические вещества приобретались не с целью сбыта?
— К сожалению, у таких людей отсутствует квалифицированная адвокатская защита. Из-за этого на задержанных подозреваемых может оказываться давление, после которого у них не остается выбора, как признать вину, ибо пугают их самыми страшными тюремными сроками и условиями. Эти люди не поддерживаются гражданским обществом, и с социальной точки зрения они даже не должны поддерживаться юридически. Поэтому в их отношении часто нарушаются все юридические нормы.
— Справедлив ли казахстанский Уголовный кодекс в отношении этих людей?
— Наше общество наверняка скажет, что подобные люди заслуживают ещё более суровых наказаний, нежели есть сейчас. Но лично по-моему мнению, если эти люди подсадили на наркотики хотя бы одного человека, то это сравнимо с убийством, с убийством личности, родителей, будущего. Так что я считаю, что наш Уголовный кодекс вполне справедлив, но реализация его норм, к сожалению, хромает.
— А с чем это связано?
— Никто не скрывает, что есть коррупционная составляющая. У нас были случаи, когда те лица, которые должны бороться с этим злом, наоборот, сами занимались распространением. Так что проблема не в самом законе, а в механизме его применения.
Ну, например, не было у человека сбыта, дали ему три года условно – хорошо, система работает. Но бывает, когда без сбыта дают срок, а со сбытом человек его избегает. Все социологические опросы говорят о том, что полиция больше остальных органов подвержена коррупционной составляющей. Поэтому очень сложно бороться с этой проблемой в рамках закона.