Они так и написали, «нам нужна передышка, а экономике Казахстана необходима «перезагрузка».
В частности, бизнес просит пересмотреть ставки ранее полученных кредитов по МСБ в сторону уменьшения до 5 процентов годовых и приостановить выплаты основного долга на 2 года.
По большому счету, есть отчего впасть в отчаяние. Сегодня уже никого не удивишь констатацией очевидных фактов: сворачиванием производства, закрытием предприятий и увольнениями работников. Но сами масштабы падения впечатляют: в Независимой ассоциации предпринимателей отмечают, что объемы бизнеса упали до 70 процентов, а сами бизнесмены столкнулись с острейшим дефицитом оборотных средств.
Готов к труду и обороне!
Правительство в курсе всей вышеизложенной информации и пытается выработать вспомогательные меры. Судя по имеющейся информации, на сегодняшний день оно сделало выбор в пользу двух видов помощи: денежные транши на поддержку МСБ и меры административного плана в виде освобождения субъектов бизнеса от платы за подключение к мощностям и моратория на проверки. Есть смысл пройтись по ним подробнее.
Итак, с осени прошлого года государство обещало выделить 1 миллиард долларов для поддержания стабильности в реальном секторе экономики. Если средства будут выделены в тенговом эквиваленте, то после девальвации, осуществленной 4 февраля, данная сумма «похудеет» до 750 тысяч долларов. Второе «если» рассматривать не стоит, ибо внутри Казахстана все рассчитывается в национальной валюте. Уже позже Фонд национального благосостояния (ФНБ) «Самрук-Казына» известил общественность о том, что транши на счета банков второго уровня будут осуществляться в течение четырех месяцев.
Со своей стороны, наученные горьким опытом последних потрясений в финансовом секторе, банки заранее постарались максимально защититься от хронических неплательщиков: требования по кредитам для МСБ стали практически невыполнимыми.
Кто, зачем и почему
Деньги из бюджета идут по схеме «ФНБ-банки-МСБ». Причем, мало кто может сказать точно, зачем нужен посредник в лице фонда. Если убрать все внешние атрибуты, то единственная реальная его функция заключается в передаче государственных средств от одного субъекта, государства, другому субъекту — МСБ. Правда, много говорят о том, что фонд станет гарантом передачи денег и будет зорко следить за тем, чтобы они выделялись тем, кому нужно.
Но. Во-первых, передача денег — чисто технический момент. Во-вторых, не совсем понятна надзорная функция фонда. Сегодня в Казахстане нет людей, способных хотя бы приблизительно показать механизм подразумевающегося контроля. Есть большие сомнения насчет того, что фонд точно знает, кому из бизнеса нужны деньги, а кто, под кризисный шумок, делает круглые глаза, чтобы получить вожделенные средства.
Поэтому в условиях отсутствия четких, понятных и не требующих дополнительных пояснений механизмов, функцию фонда по передаче денег смело можно назвать формальной.
Банки, безусловно, необходимы по наибанальнейшей причине: это именно те самые субъекты, кто деньги считать умеет и не даст себя обмануть. Что банки умеют считать деньги можно судить по тому, как действовал Народный банк накануне девальвации тенге: он успел в добровольно-принудительном порядке в считанные дни перевести тенговые кредиты в валютные. Правда, при этом были нарушены условия ранее заключенных договоров между кредитором, банком, и заемщиком. Но такая мелочь мало кого и волнует, ведь в результате, сам банк остался в выигрыше.
Как бы то ни было, и без капли иронии мы вынуждены признать — банки в данной схеме заменить практически некем и нечем.
Последнее звено в любой схеме — наиболее уязвимое. Обычно на первое звено, в нашем случае ФНБ, падает груз ответственности, вследствие чего очень ответственные люди будут делать серьезный вид и отчитываться на совещаниях самого высокого уровня. Второе звено, обремененное долгами по внешним заимствованиям, будет по инерции выполнять свою основную функцию — любыми средствами обеспечивать возвратность средств. «Любыми средствами» означает ужесточение условий предоставления кредитов и высокую процентную ставку, достаточную для того, чтобы в форс-мажорных обстоятельствах аккуратные клиенты «латали дыры», сделанные неаккуратными клиентами.
Мораторий на проверку
Отдельно рассматривать ситуацию, сложившуюся в середине прошлого года, когда премьер принял решение освободить малый бизнес от оплаты за подключение дополнительных мощностей и установить квоту в 50 кВт для бесплатного подключения для среднего бизнеса, наверное, не стоит. Эта инициатива изначально была скомканной и импульсивной. Скомканной, потому что никто и никому толком не объяснил каков порядок бесплатного подключения, кто за это отвечает, и почему на выходе представители естественных монополий, к примеру, энергетики разводили руками и со всех брали деньги.
Импульсивной, потому что сложилось впечатление, что некоего чиновника на каком-то большом собрании внезапно попросили встать и предложить идею, от которой бизнесу станет хорошо и уютно. Вот он и предложил…
На введенном в прошлом году и продленном до 1 июля 2009 года моратории следует остановиться с большим пристрастием. Почему?
Сама по себе идея ввести мораторий на проверки с целью дать отдохнуть и проверяемым, и проверяющим вроде неплоха. Видимо, ревизоры-прокуроры-налоговики столько кровушки у бизнеса выпили, что единственным способом остановить беспредел и стал мораторий. Чтобы понять его суть, необходимо внимательнее приглядеться к проверяющим. Да, мораторий прямо и ясно свидетельствует о низком профессиональном уровне лиц, которым проверки доверены. В силу своей некомпетентности они и довели любые проверки до полного абсурда: за непроставленный в нужном месте знак препинания налоговики выписывали такие штрафы, что у проверяемых сразу возникало непреодолимое желание дать взятку и забыть об очередной проверке как о кошмарном сне.
Все вышесказанное свидетельствует лишь о том, что власти должны использовать время действия моратория для чистки многочисленных рядов проверяющих органов, обучения тех, кто после чисток останется «при делах» и, наконец, выработки простого, понятного любому бухгалтеру механизма и порядка осуществления проверок.
Озвучу и еще одну «крамольную» мысль: необходимо вбить в сознание каждого проверяющего прописную истину — проверки осуществляются не для того, чтобы показать свою крутость и полномочия, а в целях оказания помощи бизнесу. Проверки — не дополнительный инструмент обеспечения хорошей жизни сейчас, и очень хорошей жизни на пенсии, а метод показать бизнесу его ошибки, которые в дальнейшем не должны повторяться.
К примеру, налоговый инспектор в Германии не отчитывается перед вышестоящими органами за количество пойманных за руку и другие части тела бизнесменов и за суммы штрафов, перечисленные в бюджет. Его главная функция заключается в помощи бизнесу, он должен сделать все от него зависящее, чтобы МСБ во вверенном ему районе процветал. Если немецкий инспектор нашел неплательщика налогов, то может без указания сверху составить график погашения задолженности, и проследить, чтобы график неукоснительно выполнялся. Штрафуют немецкие налоговики крайне редко, и в исключительных случаях.
Поэтому прежде чем приступать к осуществлению антикризисных мер по поддержке МСБ, важно сесть за стол, убрать компьютер и… подумать. Любые меры в ответ на какие-то сигналы рынка есть не что иное, как тактический ход. Чтобы потом никто никого не обвинял в некомпетентности, необходимо каждую меру просчитать, проанализировать ее последствия и разработать комплекс мер.
Фото с сайта naviny.by
Продолжение следует