Всем болеть, Или стул за сто баксов - Караван
  • $ 479.05
  • 534.57
+15 °C
Алматы
2024 Год
20 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Всем болеть, Или стул за сто баксов

Всем болеть, Или стул за сто баксов

Зайдешь нынче в аптеку - даже самую захудаленькую, даже на несколько минут - и станет не по себе.

  • 21 Ноября 2007
  • 1166
Фото - Caravan.kz

Как мы вообще еще живы-то, мама дорогая! Упаковки с лекарствами теснят друг друга к потолку, сиропы и витамины толкаются локтями за стеклом, конкурируя все более и более яркими этикетками.
А уж, если аптека презентабельная, не отказывающая себе в площади и количестве провизоров, то и вовсе хана. Повсюду картонные манекены, белозубо рекламирующие новые удивительные средства от геморроя, варикоза и т.д., и т.п.
К тебе тут же бросается, словно к тяжелобольному, симпатичный крахмальный халатик: «Что вы хотели? Спрашивайте!». Бросается с таким видом, что к тебе уж впору бы носилки подкатывать, но здесь, сейчас и немедленно тебя спасут с помощью небывалых достижений фармацевтической мысли. И даже неловко сообщить супер-серьезной барышне, что надобен какой-нибудь цитрамон несчастный, копеечный. Это на фоне-то лекарств, которые надо глушить курсами, стоимостью в несколько минимальных прожиточных минимумов!
Не поймите меня превратно. На собственном семейном опыте я прекрасно (а скорее, печально) осведомлен, что существуют болезни, лечение которых — или хотя бы блокирование процесса — требует именно дорогостоящих препаратов. И многие из них на самом деле приносят пользу. Но нельзя не заметить фантастически стремительно растущий объем всевозможных средств, ввозимых в Казахстан из стран ближнего и дальнего зарубежья. Фирмы-производители и дистрибьюторы не жалеют средств на рекламу в наших газетах и на телевидении. Придумываются новые синдромы, факторы риска расцениваются как патологии, возрастные изменения считаются серьезными нарушениями — таким образом, фармакологическая промышленность превращает всех нас в больных людей, потенциальных пациентов. Зачем? Чтобы продавать больше лекарств.
В объеме мирового рынка лекарственных средств (уже превышающем 450 миллиардов долларов в год) доля США составляет примерно 50 процентов, Европейского Союза — 27, остальных стран — 23 процента.
Доля первых 25 компаний в общемировом объеме продаж лекарственных средств достигает 60 процентов. Все эти фармацевтические гиганты являются американскими или европейскими (кроме четырех японских).
Трагикомичная история была опубликована в одном из последних номеров европейского информационного бюллетеня по лекарственным препаратам. С конца восьмидесятых годов в Риме начали периодически собираться группы специалистов по заболеваниям кишечника, с целью обсуждения всех соответствующих хворей. До последнего времени было тщательнейшим образом расписано 21 заболевание, в том числе и хронический запор, который возникает у тех, кто «спонтанно» не облегчается как минимум три раза в неделю в течение шести месяцев.
Рвение экспертов принесло свои плоды, иронизирует издание, поскольку в ходе клинического испытания выяснилось, что тегасерод (препарат, который уже продается в США и ожидает одобрения в Италии) способствует увеличению «спонтанных опорожнений» на одно каждые две недели, по цене почти 100 долларов за каждое дополнительное. Умножая число дополнительных походов в сортир на число заинтересованных лиц (а согласно последним данным, в Италии около 4 миллионов страждущих), становится понятной щедрость, с которой фармкомпании годами финансировали научные симпозиумы в Риме и ассоциации пациентов, специально созданные, чтобы привлечь внимание к заболеваниям желудочно-кишечного тракта.
Можно, конечно, и посмеяться, если бы вопрос не был довольно серьезным. По мнению медиков, это яркий пример того, как фармацевтическая промышленность, дабы обеспечить постоянный рост рынка, превращает обычные жизненные явления, легкие и возрастные расстройства в «страшные» заболевания, для лечения которых необходимо принимать те или иные препараты. По поводу этого феномена начинают бить тревогу врачи, ученые и журналисты. Журналист-медик Йорг Блеч даже написал исследование под названием «Изобретатели болезней».
Стоит подойти к проблеме серьезно. К примеру, остеопороз: согласно оценкам, публикуемым в прессе, к группе риска относится около половины людей, достигших 65-летнего возраста. Холестерин: недавно были опубликованы данные, указывавшие на то, что каждый второй американец находится на пороге риска. А депрессия? Откройте любой медицинский вестник, и вы узнаете, что ею охвачены 330 миллионов человек, причем 90 процентов лечатся неправильно. Мы действительно все больны? Что-то не верится. «Если суммировать все данные, то каждый из нас в среднем должен иметь 20 заболеваний», — говорит доктор медицинских наук Игорь Савчук.
Речь идет о феномене, появившемся по простой причине. «Чтобы постоянно поддерживать отмечавшийся в последние годы рост, индустрия здоровья должна все чаще прописывать лекарства здоровым людям», — пишет Блеч. Этот вывод, возможно, кого-то и шокирует. В таком случае советую посетить любой из алматинских диагностических центров, где у вас, почти по Джерому, обнаружат все болезни, кроме родильной горячки. И заботливо предоставят список из жизненно необходимых препаратов. И если не послушаться и не приобрести их немедленно, можете начинать готовиться к худшему и составлять завещание. Полагаю, не нужно уточнять, что препараты изготовлены той самой фирмой, с которой либо у центра, либо лично у врача заключен договор, по которому им «капают» проценты с реализации.
Механизмы, к которым прибегают крупнейшие мировые компании, и масштабы их деятельности ошеломляют. «Монополизирована вся медицина, от клинических исследований препаратов до научных журналов, медицинских конгрессов, просветительских кампаний и прямой и скрытой рекламы», — утверждает Никола Магрини, директор центра оценки эффективности медицинской помощи.
Маркетинговые стратегии фармацевтической промышленности эффективны, а методы «создания» новых заболеваний отработаны. «Вам бывает грустно, вы потеряли интерес к окружающему миру, у вас проблемы со сном или вам трудно сконцентрироваться? Эти и другие симптомы, если они проявляются каждый день, по меньшей мере, в течение двух недель, могут указывать на то, что у вас депрессия», — авторитетно утверждается на одном из сайтов, рекламирующем антидепрессант. В ряде стран в девяностые годы объем продаж таких препаратов увеличился втрое, хотя, согласно тестам, эффект от них куда скромнее обещанного рекламой.
Благодаря некоторым, достаточно спорным исследованиям, выявлялись проблемы, острота которых сильно преувеличивалась. Несколько лет назад нам начали с упорством дятла повторять, что треть населения земного шара страдает от психических заболеваний, депрессии и т.д. Как рождаются такие цифры? Врачи-практики уверены: в разных странах регулярно проводятся исследования, заказанные и профинансированные фармацевтической промышленностью. К примеру, занижаются пороги нормального уровня определенных параметров: холестерина, артериального давления, гликемии — и автоматически число больных удваивается или утраивается. Что же получается, специалисты, которые проводят опросы, подкуплены? «Очень часто они выполняют заказ и считают себя независимыми. Некоторые действительно таковыми являются. Другие же просто не отдают себе отчет в том, что невольно становятся проводниками рекламы», — говорит Марко Боббио, кардиолог клиники в Турине, который одним из первых затронул тему конфликта интересов медицины.
Проводя заказные исследования и опросы, фармацевтические компании получают запланированные результаты. Имеется много путей достижения цели. «Для научных конгрессов, — пояснят Боббио, — фармакологические компании подбирают темы и платных выступающих. Медики принимают участие в таких симпозиумах и думают, что получают научную информацию, подготовленную специалистами. На деле же эта информация обусловлена экономическими интересами. Пора заявить об этом открыто».
Нынешние лидеры мировой фармпромышленности осуществляют новую стратегию. Отказываясь от конфронтации с фирмами-конкурентами — производителями генериков из развивающихся стран, — они все чаще предлагают последним кооперацию и лицензирование своих основных патентованных продуктов. Западные фармкомпании намечают также значительное сокращение затрат на создание новых оригинальных препаратов, открывая научные центры и клинические базы в Индии, Китае, Сингапуре.
На первом месте среди стран, стремящихся в ближайшие 10 лет преодолеть превосходство Запада на мировом рынке лекарственных средств, находится Индия, на втором — Китай, на третьем — Бразилия. Они имеют большой научный потенциал, огромный внутренний рынок и меняют стратегию в области производства лекарств. Например, Индия, которая до сих пор являлась лидером в копировании оригинальных препаратов, с 2005 года принимает условия ВТО в области охраны интеллектуальной собственности и имеет амбициозные планы стать за 10 лет первой среди мировых лидеров по разработке и продажам оригинальных препаратов.
— Фармацевтическая промышленность, которая всегда была самой гуманной, сегодня, став одной из богатейших отраслей мировой экономики, ориентируется, прежде всего, на прибыли, — считает доктор Христо Ангелов, известный специалист, международный консультант по вопросам фармацевтической промышленности, посвятивший отрасли более 50 лет и не раз бывавший в нашей республике. — Производители вкладывают средства в экономически более выгодные разработки. Сегодня фармацевтическое производство в Казахстане невелико, лекарственные средства выпускают только в Шымкенте и Павлодаре, основная часть потребляемых лекарств импортируется, а расход медикаментов на душу населения намного ниже среднемирового уровня. Настало время для динамичного роста в РК местной индустрии лекарств. В то же время государственное финансирование на модернизацию имеющихся и создание новых заводов не предусмотрено. Казахстанские бизнесмены должны понимать, что производство дешевых качественных лекарств для собственного рынка рентабельно, выгодно.
М-да, понимать-то должны и, возможно, где-то умом понимают. Но вот карманом… Конечно, выгоднее перепродать какую-нибудь расфуфыренную микстуру, чем вкладывать средства в собственное производство при отнюдь не способствующей этому государственной политике.
Мне всегда казалось, что нормальный человек выберет лекарство надежное, проверенное и не в ползарплаты ценой. Эту точку зрения буквально на днях подтвердил мой участковый терапевт. «Вы знаете, что, к примеру, банальный левомицетин гораздо эффективнее импортного препарата, который дороже в разы. Когда я вижу на экране рекламу, изображающую «революцию» в желудке и избавление от нее, мне не столько смешно, сколько грустно. Ведь этот препарат устраняет не причины той же диареи, а лишь ее проявления. Доверчив наш человек, и на этом играют деловары. В аптеках — просто неприличное засилье импорта».
…Многие болезни, увы, реальны, мучительны, смертельны. Но очень часто, утверждают практикующие врачи, проблемы со здоровьем у человека настолько незначительны или проходящи, что лучше вообще не обращать на них внимания. Гиппократ почти 2500 лет назад советовал: «Для больного — чем меньше лекарств, тем лучше». И уж тем паче — для здорового.

Фото с сайта http://www.bbc.co.uk