Панацея от нарушений?
Алматинцы помнят, с какой помпой проходило открытие первых видеопостов 14 декабря 2012 года. Тогда заместитель начальника управления дорожной полиции ДВД города Алматы майор полиции Махмут ЖАГАБАЕВ пояснил, что в эксплуатацию введена первая очередь из 25 аппаратно-программных комплексов видеофиксации правонарушений Road Skan, 13 из которых осуществляют контроль перекрестков, а 12 – следят за соблюдением скоростного режима. Они укомплектованы 66 скоростемерами, 35 обзорными видеокамерами и 81 IP-камерами.
В числе основных причин повсеместной установки видеокамер аким города Алматы Ахметжан ЕСИМОВ назвал профилактику ДТП на дорогах города, а также борьбу с коррупцией в рядах дорожных полисменов.
Насколько удалось снизить уровень коррупции – вопрос сложный, тут вычислить какой-то процент трудно.
А вот аварий и нарушений ПДД, к сожалению, в мегаполисе меньше не стало. Скорее, наоборот.
Больше аварий, больше штрафов
Согласно данным управления дорожной полиции ДВД города Алматы, количество дорожно-транспортных происшествий увеличилось, а число пострадавших в авариях по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросло аж на 218 процентов!
Правда, сами инспекторы объясняют это тем, что если раньше регистрировались лишь те случаи, когда раненых доставляли в больницы, то теперь стали регистрировать каждый факт вызова “скорой”.
Но даже с учетом этого цифры впечатляют: за 4 месяца 2013 года в Алматы произошло 5534 ДТП, из них в 1924 случаях пострадали люди, 44 человека погибли, а 2295 получили различные ранения. Среди погибших два ребенка, 258 детей были ранены.
Всего же с 1 января 2013 года в городе Алматы стационарные посты зафиксировали 221 тысячу 537 нарушений(!) правил дорожного движения, штрафов выписано на сумму более 2 миллиардов тенге!
В качестве примера отметим, что за аналогичный период 2012 года нарушений было зарегистрировано почти в 10 раз меньше – всего 26 тысяч.
Правда, огромные суммы штрафов до бюджета пока не дошли, так и остались на бумаге. Дело в том, что взыскиваемость составляет всего 35 процентов. То есть только каждый третий штраф оплачен.
Инспектор у обочины
Мы далеки от предположения, что камеры поставили лишь только для того, чтобы опустошить карманы у возможно большего числа водителей и таким образом пополнить городской бюджет.
Но о чем говорят цифры? Да о том, что многие водители особого внимания на камеры не обращают! Иначе и сумма штрафов, и число нарушений, и количество ДТП не были бы такими огромными. Следовательно, с профилактикой нарушений и ДТП посты видеорегистрации справляются плохо.
Впрочем, ничего удивительного в этом нет. Видеокамера не может ни остановить нарушителя, ни проверить у него документы, ни учуять запах алкоголя, ни предотвратить аварию. Она может лишь зафиксировать сам факт нарушения. Все остальное – дело инспектора. Ведь административные процедуры никто не отменял!
Однако уже давно городские власти обязали инспекторов дорожной полиции вести патрулирование только на служебных автомобилях, а контролировать дорожную ситуацию в пешем порядке, стоя у обочин, им запрещено.
Результатом этого запрета, в основу которого легла все та же борьба с коррупцией, стало повсеместное нарушение ПДД.
Многие алматинцы, вероятно, уже успели заметить, что вытворяют водители на дорогах – грубо подрезают друг друга, игнорируют дорожные знаки, проскакивают на красный. И камеры им не помеха! Умельцы находят способы их обмануть.
Может, вернуть дорожных инспекторов на обочины?
С недавних пор в редакцию посыпались обращения алматинских водителей: они утверждают, будто некоторые видеокамеры, фиксирующие скорость автомобилей, измеряют ее… неправильно!
А самое интересное, что рядом со многими камерами вообще нет дорожных знаков с указанием предельно допустимой скорости. Так, на всем протяжении улицы Саина, богатой постами видеорегистрации, ни одного подобного знака нет. Нет их и в самом центре города – на пересечении проспекта Абая и улицы Фурманова.
В городе Алматы постепенно вводятся в строй еще 25 постов видеофиксации нарушений ПДД.
12 постов контроля проезда перекрестков появятся на пересечении улиц: Бекмаханова – Суюнбая, Майлина – Кольцо Озеро, Маркова – Тимирязева, Северное кольцо – Нефтебаза, Сейфуллина – Шолохова, Суюнбая – Богдана Хмельницкого, Тимирязева – Манаса, Абая – Саина, Абая – Утеген батыра, Толе би – Утеген батыра, Абая – Байтурсынова и Гагарина – Толе би.
А 13 объектов контроля скоростного режима появятся на улицах и перекрестках: Дулати, 59, Рыскулова – между проспектом Суюнбая и улицей Белинского, Жансугурова – между улицами Федеративной и Бекмаханова, Мустафина, возле гольф-клуба “Жайлау”, Бухтарминской, рядом с поселком Маяк, Бурундайской – Бекмаханова, Северным кольцом, между микрорайоном “Дорожник” и поселком Ужет, Суюнбая, рядом с ServicePetrol, на Лавренева (под мостом), на Толе би – возле озера Сайран, рядом с домом 292 на проспекте Суюнбая, на улице Акан Серы, недалеко от улицы Шолохова, и на Рыскулова – Баженова.