Вы получили удостоверение личности после 1998 года? Тогда вам повезло — у вас уже есть ИИН — двенадцать цифр под обычным указанием ФИО, года рождения и т.д. на лицевой стороне удостоверения.
В настоящее время этот номер оказывается важнее всех прочих данных. И без него, даже при наличии паспорта и удостоверения, вы все равно оказываетесь лицом, «юридически недееспособным». То бишь, ваши документы без данного ИИН уже и не документы.
Ломать копья по данному поводу поздновато. Кампания по внедрению ИИН началась давненько, с того самого 1998 года. Хотя уже тогда некоторые критики говорили, что предложенный правительством «номер для человека», по сути, способен упразднить все остальные данные. Действительно, если ИИН — единственный и неповторимый идентификатор вашей личности, зачем тогда вообще писать на удостоверении еще ваши ФИО, вставлять фото и прочее? Даем корочку с номером — и баста.
Подобное «цифрование» масс в истории уже было, нам это памятно особенно сейчас, в связи с юбилеем Победы. Правда, тогда номера людям наносили несмываемым способом прямо на руках. Так сказать, избегая излишних расходов, бюрократии и волокиты.
Хотя, конечно, наш случай ни в коей мере не может сравниваться с историческими аналогиями, поскольку в принципе несет куда более благородные задачи. Лично я не против ИИН. В той же продвинутой Америки есть номер социального страхования, что очень удобно. Но у нас с внедрением ИНН, без бюрократии и волокитства не обошлось. Вернее, они здесь доведены до абсурда.
Повторюсь, ИИН у нас вводится с 1998 года. Но те, кто получал документы до этого срока, оказались без ИИН. И им его необходимо присваивать. Таковых набирается немало. Например, по ориентировочным данным в Шымкенте без ИИН оставалось примерно 70-90 процентов населения. Правительство долго уговаривало народ обратиться в паспортный стол для его получения, причем совершенно бесплатно! Но народ в массе своей бездействовал. И тогда правительство поступило решительно — объявило, что бесплатное присвоение ИИН состоится только до августа 2010 года. А затем без ИИН ни один гражданин уже не сможет провести никаких банковских или иных юридических операций. Население пришло в движение.
…Над окошком оператора ЦОНа, где принимают заявление на присвоение ИИН, висит лаконичное объявление — для получения ИИН необходимо предоставить три позиции — свое прежнее удостоверение, домовую книгу (книгу регистрации), два фото. Тут первая засада. Отстояв длиннющую очередь, вы узнаете, что нужно еще свидетельство о регистрации брака. (Оказывается многоопытные цонщики уже имеют печальные примеры, когда люди, женившись или выйдя замуж, меняли фамилию, но в удостоверениях личности оставляли прежнюю! Причем, как признают работники ЦОНа, это происходит в основном потому, что людям «неохота, или некогда возиться с обменом документов»).
Собственно, здесь можно добавить им работы, и если вам «неохота или некогда» идти за свидетельством о браке и стоять новую очередь, то «можно» тупо сказать, мол, я в браке не состою, и нести мне больше нечего. Идите — проверяйте! Впрочем, это мелочи.
Тут вот у нас повсеместно стали внедрять так называемое электронное правительство. Что означает полный перевод делопроизводства во всех государственных структурах в электронный вид, с отказом от бумажных носителей. ЦОны, естественно, тоже «попали под метлу». Это прекрасно, если бы рядовые сотрудники региональных ЦОНов… умели работать на компьютерах! К сожалению, по признанию их самих, для большинства компьютер — это все еще те самые новые ворота, на которые они могут разве что, извиняюсь, пялиться. Из работы выбит основной пласт сотрудников — опытные архивисты от 40 лет, которые всю жизнь проработали в паспортных столах. Есть молодежь, но и она в компьютере научилась лишь пасьянсы раскладывать.
Добавьте к тому, что сама программа по паспортизации населения или присвоению ИИН далека от совершенства.
И не будем забывать, что, например, в Шымкенте, до сих пор практикуются многочасовые отключения электричества, автономные источники питания в ЦОНах не предусмотрены, а компьютеры без электричества — обычное железо.
В результате цонщики стонут — ах, вот если бы было по старинке, заполнять все на бумажных формулярах. Мы бы всю работу давно сделали! Но бумажные формуляры — в загоне. Ведь правительство решили сделать страну продвинутой — электронно-компьютерной. Хотя, учитывая буквально критическое положение на местах, оно пошло «навстречу пожеланиям трудящихся». И таки некоторый лимит бумажных формуляров в регионы спущен. Причем именно для присвоения гражданам ИНН. И вот они-то становятся настоящим дефицитом и объектом чуть ли не спекуляций.
В общем, в ЦОНах Шымкента (да и по всей стране) сейчас одновременно пытаются поймать двух зайцев — перейти на электронный вид и решить вопрос с присвоением ИИН огромному количеству граждан. В результате — ни того, ни другого.