Заглянул в него и знаешь: в каком состоянии лесные запасы страны, что и кому надо сделать, в какие сроки, на какие средства, какими силами.
А то ведь, если не иметь такого центра, то однажды можно очутиться перед фактом отсутствия лесных запасов.
Были и нету! А речь идет, как вы понимаете, не столько о деревьях в чистом виде. Вместе с исчезновением леса не станет и кислорода.
Европейская инициатива
В Казахстане сформировано гражданское движение за сохранение лесов и
устойчивое развитие лесного хозяйства. Самые активные представители экологического сектора недавно провели в Усть-Каменогорске «Кампанию защиты леса».
Неправительственные организации РК выступили за «Восстановление лесов Рудного Алтая». «Деревья нужно спасти» — скандировали люди. Глупо спрашивать — зачем, но самое время узнать — как?
Европа начала спасать свои леса чуть раньше, но приблизительно так же, как это сегодня предлагают передовики природы. Например, в Германии на защиту деревьев встало огромное количество общественных организаций, и только тогда официальные структуры обратили внимание на то, что деревья умирают от болезней или их нещадно вырубают.
В Казахстан с информацией о спасении деревьев приезжала фрау Альмут, свободный доцент ганноверского университета, которая привезла свой опыт работы с проблемным лесом. Она по собственной инициативе училась лечить деревья у тибетских монахов, затем организовала школу по спасению природы среди школьников. Оказалось, что дети с их природной интуицией и чувствительностью гораздо лучше взрослых могут диагностировать болезни у деревьев. Чем они и стали заниматься. Здоровые деревья, по мнению детей, светились голубым светом, это значило, что они ни в чем не нуждались, им было хорошо. Больные представали перед взором детей только в коричневых тонах, и именно с ними дети проводили терапию любви. Они лечили их своими ладошками, прикладывали руки к стволам, прижимались к ним щеками, разговаривали с ослабленными «пациентами» и, те выздоравливали, переставали сохнуть, гнить, давали новые почки и ветки.
Все это звучит как фантастика, но борец за здоровую природу — фрау Альмут из Ганновера уверена, что природе катастрофически не хватает любви и получить ее кроме как от человека, больше не от кого.
Кстати, ученая привезла уникальные снимки, сделанные техникой Кирлиана, на которых видно, как один сорванный лист дерева помогает энергетически другому сорванному листочку. Между умирающими листьями устанавливался светящийся мостик и лист, в котором энергии побольше, питал своего живого брата своей силой. Так устроена природа.
Как устроены мы, люди — вроде бы венец этой самой природы, если позволяем себе умерщвлять лес?
Богатство, которое никому не нужно
Экологи Казахстана считают, что наши леса тоже нуждаются в любви и внимании со стороны людей, а также в солидных денежных вливаниях.
Без них наши леса не спасешь. Поэтому на общественные слушания, которые прошли в Усть-Каменогорске, были приглашены не только горячие натуры из общественников, но и чиновники, власть имущие, то есть деньги распределяющие: представители Совета по взаимодействию с НПО при акимате области, областного инфоцентра НПО Восточно-Казахстанского акимата, НПО Центр общественного развития «Барс», НПО «Хранители Алтая».
«Зеленая компания» собралась в рамках большой «Кампании защиты леса», которая начала свою работу еще в 2001 году и объединила более 20 экологических общественных организаций из разных регионов Казахстана, ученых, экспертов.
Самым большим успехом начатой борьбы за лес экологи считают 168 поправок, которые по их инициативе были внесены в Лесной кодекс, а также отказ австрийцам в праве пользоваться казахстанским лесом. Иностранцы хотели завладеть нашим богатством и эксплуатировать его ни много ни мало, а ровно 49 лет.
Так вот защитники леса предотвратили передачу лесов ВКО в аренду австрийской коммерческой компании. При содействии кампании в этом году правительством приняло Постановление, в котором говорится о запрете рубок лавного пользования в хвойных и саксауловых насаждениях на участках государственного лесного фонда сроком на 10 лет.
В общем нпошники доказали свою силу в обществе и смогли на самом высоком уровне обеспечить зеленым легким страны защиту. Но на этом работа не закончилась. Были выдвинуты новые задачи, планируется привлечь к их решению новые силы.
Лес большой: работы всем хватит!
В частности, экологи считают, что неплохо бы подключить к работе с лесом детей. Сделать это несложно, надо только разработать программы экообразования, восстановить школьные лесничества, возобновить работу с обеспечением больного леса искусственными скворечниками.
Дети легко смогут осуществить все эти замыслы, а такая казалось бы простенькая акция как птичий дом, привлечет в лес дополнительное количество живых санитаров — птиц. Еще надо будет создать механизм взаимодействия экологов с учебными заведениями. Ходить по школам и от руки записывать всех желающих спасти лес сегодня не солидно. Надо подумать, как привлечь студенческий потенциал к научно-исследовательской работе. Огромный пласт работы можно и нужно доверить детям. Зарубежный опыт доказывает, что дети справятся.
Что же касается работы для взрослых, то на общественных слушаниях была принята резолюция, согласно которой в стране должны быть разработаны единые программы лесопользования и лесозаготовления.
Их до сих пор нет. Как только будут выработаны нормы лесопользования, начнутся естественные ограничения в использовании древесины местными жителями. Необходимо восстановить работы по сохранению генофонда лесов. Для этого потребуется создать фитопатологическую службу.
В планах общественности также — создание сети лесопитомников, которая на сегодня уже начала восстанавливаться. Ожидается, что к этому фронту работ будут активно привлекаться местное население. Особую роль в спасении леса должны сыграть лесничества, которые сегодня иначе как чудом оставшиеся в живых не назовешь. Поэтому предложено увеличить финансирование лесничих хозяйств. В свою очередь лесникам предстоит много работы, так как надо будет обратить особое внимание на посадку лесов вдоль рек и водоохраной зоны, а так же их охрану. По мнению общественности изменить отношение к лесу и его проблемам поможет лесной информационный центр, которого пока нет, и который обязательно надо создать.
«Елки-палки» в кабинетах
Чиновники и местные власти тоже получили свой пакет заданий, наставлений и поручений от общественности, которые были отражены в принятой резолюции. Например, люди говорили, что необходимо разработать реальные механизмы взаимодействия всех секторов общества в решении столь острой проблемы, как восстановление лесов. Говорили, говорили и записали это первым пунктом, который требует неотложного государственного решения. Затем у чиновников по плану разработка меморандума о сотрудничестве между государственными органами, областным маслихатом и НПО Восточно-Казахстанской области.
В их власти объединить все юридические и физические лица, преследующие целью восстановление леса ВКО в рамках «Лесного форума ВКО». Предусмотреть в областном бюджете финансирование мероприятий, связанных с восстановлением леса с участием всех заинтересованных общественных организаций.
Также заложить в областной бюджет финансирование грантовых программ для молодежных общественных организаций и СМИ, направленных на широкое освещение всех проектов, реализуемых в области и связанных с лесовосстановлением и лесоразведением. Создать стимулирующие механизмы непрерывного цикла лесовосстановления.
Сегодня во всех цивилизованных странах леса, в основной своей массе, являются государственной собственностью, материальным резервом государства, его «золотым запасом». Казахстанские леса — это альтернатива сотням газовых факелов, металлургическим предприятиям и энергетическим комплексам. А раз так, необходимо признать проблему сохранения и восстановления лесов Рудного Алтая
приоритетной на государственном уровне. Народ на это очень надеется.
По-другому лес не спасешь.