Я легко могу понять тех, кто однажды заразившись, не оставляет мысли когда-нибудь заняться коневодством или хотя бы несколько часов в день общаться с лошадьми: пусть это будет ежедневное посещение конно-спортивного клуба, ипподрома — все равно.
В Казахстане лошадь почитается как национальный символ. И отношение к ней соответственное — трепетное и бережное, как к своеобразному талисману.
Однако в последнее время коневодству в стране, где кочевой образ жизни прекратился чуть меньше полутора веков, придается государственное и стратегическое значение. И одновременно племенное разведение отодвигается на задний план.
А ведь именно Жамбылская земля стала местом рождения Лошади мира — ахалтекинца Абсента, который прославил Казахстан на весь мир. Легенды о трехкратном олимпийском чемпионе и победителе мировых конно-спортивных состязаний будут еще долго будоражить умы профессионалов и любителей коневодства. На территории Луговского конезавода по сей день стоит памятник Абсенту, установленный в знак уважения к животному, ставшему эталоном ахалтекинской породы лошадей.
Сегодня, по информации областного управления сельского хозяйства, на территории Жамбылской области насчитывается порядка 88 тысяч лошадей. Все они содержатся в частных хозяйства, большинство которых нацелены на мясные породы лошадей, дающих неплохую прибыль.
В Жамбылской области племенным разведением лошадей занимаются 29 хозяйств. Из них можно выделить ТОО «Луговской конезавод» и ТОО «Луговской конезавод-97» в районе Т. Рыскулова, КХ «Арас» в Меркенском районе, КХ «Абсент», а также племенное хозяйство «Абсент» ТОО «Зан». Во всех хозяйствах содержатся ахалтекинцы, продолжающие линию Абсента, донские и английские породы лошадей.
Историей Абсента пенсионер, ветеран органов внутренних дел, полковник полиции Дуйсенбек Ибиналиев заинтересовался в 1996 году.
— Я с детства любил лошадей. Отец всегда держал и рабочих коней, и скакунов, — рассказывает он. — А у меня в силу обстоятельств долго не получалось заняться коневодством. А тут узнал, что на Луговском конезаводе появилась разнарядка на реализацию шестерых жеребят. Приехал туда, познакомился с тогдашним директором завода, Шаповалов его фамилия, и он мне предложил купить ахалеткинца. Рассказал об Абсенте, какой это знаменитый конь, сын буденовского ахалтекинского жеребца Араба и кобылы Баккары. Так у меня появился ахалтекинец Акырташ Алмаз, сын Алагира, продолжившего линию Абсента. Содержал я его во дворе городского дома. А когда коню исполнилось два года, стало видно, что обладает он всеми качествами, присущими его отцу Алагиру и деду — Абсенту.
Судьба Абсента очень интересная. Родился он в 1952 году на Луговском конезаводе, тогда носившем номер 49. Его грациозность и завораживающая плавность движений на аллюре сразу обратили на себя внимание знатоков. В 1958 году его и кобылу Кубань по всему буланому корпусу которой были рассыпаны едва заметные золотистого отлива «яблоки» (очень редкая и броская масть), отправили в Москву на ВДНХ. Серьезными соперниками для них стали ахалтекинцы туркменских заводов и Терского конезавода России. Председателем квалификационной комиссии тогда работал Семен Михайлович Буденный, которому было известно, что Абсент — сын его любимца Араба. Естественно, дуэту Абсент-Кубань были присвоены золотые медали и звание чемпионов породы.
Так Абсент остался в Москве и приступил к тренировкам для выступления на предстоящей Олимпиаде 1960 года в Риме. Но уже в 1958 году он в составе ЦСКА завоевал звание чемпиона Союза. Удивительные результаты, тем более что до этого специалисты оценивали способности Абсента как посредственные. Впрочем, тогда лошади было всего три года возраст, можно сказать, подростковый. Нужно ли говорить, что он победил и на Олимпиаде в Риме!
На следующей Олимпиаде в Хельсинки в 1964 году Абсент занял всего третье место. Но тогда ошибся спортсмен Сергей Филатов, который всегда восхищался способностями своего коня и даже впоследствии отвел Абсенту значительное место в своих мемуарах. А четвертое место на Олимпиаде в Мехико в 1968 году знатоки также присудили не Абсенту, а седоку Ивану Калите, не сумевшему найти с конем «общего языка».
Словом, в 1969 году Абсент вернулся на родину, в конюшню родного Луговского конезавода. Этому событию в областной газете «Знамя труда» тогда же была посвящена небольшая заметка «Абсент вернулся на родину».
Любовь к лошадям побуждает человека не просто восхищаться грациозными созданиями природы, его чувства отражаются в произведениях искусства, литературном творчестве. Дуйсенбек Ибиналиев реализует их практической плоскости. Конечно,лошади удовольствие не из дешевых, и чтобы содержать чистопородных жеребцов и кобыл приходится зарабатывать. Есть у ТОО «Зан» сеть торговых точек, где можно отведать великолепный кумыс и курт. Имеется небольшое кафе, органично вписавшееся в ландшафт одной из парковых зон города, куда руководители различного ранга приводят зарубежных гостей. Потому что только здесь имеются в меню блюда казахской национальной кухни, приготовленные по традиционным рецептам.
На базе племенного хозяйства организована конно-спортивная школа, где каждый может получить уроки верховой езды. А для детей-инвалидов из малообеспеченных семей проводятся бесплатные сеансы анимотерапии. Кстати, они дают хороший эффект даже при тяжелых формах ДЦП.
Как еще используются лошади? На этот вопрос Дуйсеке-ага ответил: «У нас имеется небольшая индустрия развлечений», и, заметив мое изумление, пояснил: «Купили тачанку, наняли актеров на роль Чапаева, Петьки и Анки и сдаем в аренду всем, кто желает внести особый колорит в свой праздник. Впрочем, иногда роли известных фурмановских персонажей желают играть сами участники праздника, мы охотно идем навстречу и за символическую плату сдаем костюмы в аренду. Еще у нас есть пара жеребцов, которые участвуют в церемонии сундет-той (обрезание). Для этого ведь не всякая лошадь подходит. Неподготовленный конь может испугаться резкого звука или движения — и тогда зал будет начисто разнесен. А наш Лашин и в зал без проблем войдет, и по ступенькам поднимется, и вообще будет себя вести с достоинством, ну если только немного навоза оставит на счастье. Чтобы конь ничего не взял со стола, мы его обязательно кормим».
О лошадях можно говорить бесконечно. У каждого из представителей этого рода животных есть свои физиологические и зоопсихологические отличия, но общая черта одна — преданность и любовь к человеку, которому они раз и навсегда доверились.
И как тут не вспомнить строчку из Маяковского: «Каждый из нас по-своему лошадь»…