“Время” (Shi gan)
Режиссер Ким Ки Дук. В ролях: Ха Юн Ву, Пак Чжи Ен, Ким Чжи Хьен, Ким Сун Мин, Сеу Ен Хва. Обладатель приза Чикагского МКФ2006 за “оригинальный взгляд на внешность и идентификацию, выраженный стильно и с юмором”.
Несмотря на то что “Евразии” не удалось заполучить последний на данный момент 14й фильм Ким Ки Дука за 11 творческих лет “Дыхание” (участник конкурсной программы Каннского кинофестиваля этого года), пропустить предпоследнюю работу знаменитого режиссера было нельзя. Пусть критики или завистники говорят, что Ким Ки Дук конъюнктурен, все равно не уйти от того факта, что феномен прорыва корейского кино на экраны мира связывают прежде всего с его именем. И все сюжетные задумки у него хоть и сумасшедшие, но оригинальные.
Ранние фильмы режиссера отличаются жестокостью и натуралистичностью, в принципе свойственными для корейского кинематографа. Однако гдето с картины “Весна, лето, осень, зима… и снова весна” стилистика Ким Ки Дука меняется. Он переходит к спокойным камерным, метафоричным лентам, апофеозом чего становится “Пустой дом”. “Время” – синтез двух режиссерских манер Ким Ки Дука.
…Истеричная девушка Сэ Хи после нескольких жестких сцен ревности утверждается во мнении, что за два года надоела своему парню Чжи У. В один день Сэ Хи просто исчезает, решив сделать пластическую операцию, и через полгода появляется, но с совершенно новым лицом. Не признаваясь в том, кто она, Сэ Хи вновь влюбляет в себя Чжи У. А затем начинает мучить парня, заставляя его сделать выбор между собой старой и собой новой. Причем Чжи У и не подозревает, что вынужден выбирать между одной и той же девушкой…
Местами странный, временами шокирующий (редкий зритель не отвернется на кадрах пластической операции во весь экран) многогранный фильм, повествующий не только о взаимоотношениях двух полов, о любви, способной и нет снять все маски, но и о том, насколько мы ценим ту внешность, что дала нам природа, и меняется ли сам человек, изменив свое лицо.
А еще этот фильм о мести. Чжи У косвенно виновен в том, что Сэ Хи легла под нож. Но стоило ли таким способом пробовать решить проблему? Нужно ли было проводить эту страшную пытку выбором, которого на самом деле нет? И Чжи У мстит. Мстит так же изощренно. Финал трагичен. Однако не так однозначен, как может показаться. Ведь и сами недавние влюбленные уже не знают, кто из них как выглядит.
«Зодиак» (Zodiac)
Режиссер Дэвид Финчер. В ролях: Джейк Гилленхаал, Роберт Даунимладший, Марк Руффало, Энтони Эдвардс, Брайан Кокс, Джон Кэрролл Линч. Участник конкурсной программы Каннского международного кинофестиваля2007.
Редкий режиссер получает благосклонные оценки зрителей и критиков за все три своих первых фильма. Дэвид Финчер – из этого редкого числа. Его ленты “Семь”, “Игра” и “Бойцовский клуб” получили большую популярность, равно как их постановщик. Правда, в 2002 году Финчер снял не слишком впечатливший публику фильм “Комната страха”, после чего замолчал на пять лет. Замолчал, чтобы презентовать на Каннском фестивале этого года свою новую работу – “Зодиак”.
Дело Зодиака широко известно в США. В конце 1960х в СанФранциско объявился серийный убийца, выбиравший своих жертв случайно, а потому так и не пойманный. Его искали более 20 лет, и все это время с разной периодичностью он убивал, заодно играя с полицейскими и журналистами. Зодиак посылал им шифрованные послания, то издевался, то угрожал. Найти маньяка стала навязчивой мечтой многих. Фильм Финчера основан на книге Роберта Грейсмита – одного из таких увлеченных. Грейсмит, будучи карикатуристом газеты “Кроникл”, сначала находился в стороне от расследования, но когда полиция фактически закрыла дело, взялся за собственные поиски, которые и описал в книге.
Роль Грейсмита исполнил Джейк Гилленхаал. В первой части фильма (а хронометраж у него немаленький – более двух с половиной часов) его герой ничем не примечателен. На авансцене коллега Грейсмита – Пол Эйвери (Роберт Даунимладший) и пара полицейских, которые с азартом и самозабвенно расследуют это дело, пока, наконец, оно не выбивает их из колеи. И только тогда ГрейсмитГилленхаал полностью захватывает внимание зрителя.
“Зодиак” – детективный триллер, никуда от этого не денешься, сюжет обязывает. Однако кажется, что сам детектив интересует Финчера во вторую очередь. Нет, в отличие от, например, “12” Никиты Михалкова, здесь к логике, всяческим уликам и доказательствам не подкопаешься – все воссоздано скрупулезно. Но психологическая и общественная составляющие играют не менее важную роль. Извечная погоня СМИ за сенсациями, заставляющая игнорировать интересы полиции и гражданских; стремление переложить ответственность на других (восхитительная по своему цинизму сцена обсуждения публиковать или нет – а если да, то на какой полосе – письмо Зодиака); бюрократические проволочки и нежелание различных служб сотрудничать в результате саботирующих действия друг друга… Все это приводит к тому, что куча ответственных лиц с делом не справляется, а один внимательный дилетант его практически раскрывает. Потому что он один.
Ну и, конечно, “Зодиак” – это мощный, идеально стилистически выдержанный триллер. Внутреннее напряжение велико и возрастает с каждой минутой, достигая апогея в роскошной по силе саспенса сцене спуска Грейсмита в подвал дома друга одного из подозреваемых. Уверен, великий Хичкок на том свете радостно хлопал в ладоши.
“Персеполис” (Persepolis)
Режиссеры: Венсан Паронно, Марьян Сатрапи. Персонажей озвучили: Кьяра Мастроянни, Катрин Денев, Даниэль Дарье, Симон Абкарян. Участник конкурсной программы и обладатель приза жюри Каннского МКФ2007.
К сожалению, показ этой нашумевшей и вызвавшей официальный протест Ирана анимационной ленты в рамках внеконкурсной программы “Евразии” был испорчен. В последний момент обнаружилось, что мультфильм, снятый на французском, не снабжен переводом на какойлибо другой язык или субтитрами. Так что все диалоги (а их в “Персеполисе” очень и очень много) оказались потеряны для понимания. И всетаки суть уловить было нетрудно.
“Персеполис” снят по серии автобиографических комиксов Марьян Сатрапи, рассказывающих о ее жизни в Иране и Европе с 9 лет, когда произошла Исламская революция, до взросления. Через фильм проходят репрессии в иранском обществе, повсеместные запреты на светскую культуру и вообще на все западное, многолетняя война с Ираком…
Удивительно, почему Тегеран так жестко отреагировал на включение “Персеполиса” в конкурс Каннского фестиваля: образ Ирана после Исламской революции предстает малоприятный. Вот при шахе совсем другое дело. А при исламистах нужно и одеваться подобающе, и музыку слушать народную, а не всяких “Айрон Мэйден” и Майклов Джексонов, и об алкоголе позабыть. Но и в Европе, куда Марьян едет учиться, она своей не становится. Может, поэтому картинка, почти все время оставаясь чернобелой, обретает цвета только в залах ожидания аэропортов?
“Александра”
Режиссер Александр Сокуров. В ролях: Галина Вишневская, Раиса Гичаева, Василий Шевцов. Участник конкурсной программы Каннского МКФ2007.
Фильмы Александра Сокурова не новички на фестивале “Евразия”. В 2005 году российский мастер получил приз лучшему режиссеру за фильм “Солнце”, завершившему трилогию о различных правителях, в которую также вошли картины “Телец” и “Молох”. Ныне в Алматы демонстрировался новый фильм Сокурова “Александра”.
…К внуку, капитану разведроты, в Чечню из Ставрополя приезжает бабушка Александра Николаевна (Галина Вишневская). С какой целью и почему командир части сразу дал ей разрешение на прибытие, неизвестно. Бабушка располагается в гостевой палатке и в течение нескольких дней пытается понять быт солдат, о чем они думают и чего хотят, а затем выбирается в близлежащий городок, где знакомится с чеченской женщиной Маликой. В разговорах с внуком, солдатами, Маликой и рождается представление зрителя о том, почему же так долго воюет Россия на Кавказе.
“Александра” – фильм, привычный и непривычный для Сокурова. Неспешное повествование, отсутствие яркой эмоциональной актерской игры – все это мы уже видели. Не видели только самого Сокурова в фильме. Он всегда был, скорее, фиксатором жизни и событий, нежели интерпретатором. А в “Александре” Сокуров есть. Неслучайно же они с главной героиней фильма полные тезки.
Кроме того, Александра Николаевна в исполнении Галины Вишневской – это еще и аллегория Родины. Если хотите, Родиныматери. С ней иногда снисходительно, но чаще почтительно и доверительно разговаривают солдаты, она находит общий язык с чеченкой Маликой, и именно ее просит отпустить в Чечню на свободу местный парень. Родина выслушивает и возвращается в мирную жизнь, а ее сыновья отправляются на новую спецоперацию.
Дмитрий МОСТОВОЙ