Все и ДОВСЕ - Караван
  • $ 478.54
  • 533.76
+14 °C
Алматы
2024 Год
27 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Все и ДОВСЕ

Все и ДОВСЕ

Россия отказывается от роли "козла отпущения".

  • 2 Мая 2007
  • 1112
Фото - Caravan.kz

Послание президента России Владимира Путина Федеральному собранию РФ можно смело назвать второй серией небезызвестной «мюнхенской речи». С одной лишь разницей.
Если в Мюнхене российский президент сетовал на эгоизм США и его нежелание считаться с нормами международного права, а также «двойные стандарты» Запада, то нынешнее предложение объявить мораторий на исполнение обязанностей России по членству в Договоре об обычных вооружениях и силах в Европе (ДОВСЕ) касается вопроса, который, уж точно, не даст спокойно спать по ночам руководителям НАТО.
Вопрос упирается в то, как этот договор воспринимают на Западе и в Кремле.
Запад полагает, что Россия сначала обязана вывести свои подразделения из Приднестровья и Грузии, и лишь потом европейские страны собираются поставить свои подписи под документом.
Россия же считает, что необходимые меры по выводу войск из указанных стран уже предприняла, а нежелание Запада выполнить свои обязательства расценивает как стремление достичь в Европе военного превосходства.
История этого «обросшего бородой» документа по-своему примечательна. Подписанный бывшими членами Варшавского договора и НАТО в 1990 году он предусматривал ограничения обычных вооружений в Центральной Европе.
Предполагалось постепенное сокращение количества вооружений, при этом Россия была вправе иметь на своей европейской части 6350 танков и 11280 боевых бронированных машин (ББМ).
По соглашению сторон, этого количества техники вполне достаточно для отражения внешних угроз. Однако в 1999 году ДОВСЕ был пересмотрен, в соответствии с чем были установлены квоты на размещение вооружений. Для России адаптированный договор имеет ключевое значение, так как старое соглашение существенно ограничивает количество боевой техники в так называемой фланговой зоне. В российскую часть этой зоны входят за некоторыми исключениями, территорий Ленинградского и Северо-Кавказского военных округов.
В силу проблем России на Северном Кавказе, российские военные хотели дополнительно к установленным «потолкам» иметь во фланговой зоне 400 танков и 2420 ББМ. Но проблемы возникли, как это часто бывает, там, где их не должно быть. Новая версия документа, подписанная в Стамбуле, не имеет юридической силы до тех пор, пока он не ратифицирован всеми странами-участниками ДОВСЕ. На сегодняшний день он ратифицирован Россией, Казахстаном, Белоруссией и Украиной. Запад имеет по вопросу ДОВСЕ свой взгляд…
Как все началось
Примечательно, но факт. Обычно заморозки в отношениях между Востоком и Западом начинаются, когда погода на дворе холодная. Так случилось и на этот раз. В январе 2006 года министр обороны РФ Сергей Иванов в ходе своего визита в Азербайджан проинформировал мировую общественность о том, что Россия может выйти из Договора по обычным вооружениям в Европе.
Он высказал гипотезу, что к такому шагу его страну может подтолкнуть создание военных баз на территории третьих стран, граничащих с Россией.
Это было первое официальное упоминание об идее выхода из ДОВСЕ. При этом Россия свою позицию по вопросу попыталась обосновать тем, что, мол, страны-члены НАТО подписали документ, но ратифицировать его не торопятся.
Министр заявил о том, что группа российских войск в Закавказье в предполагаемые по ДОВСЕ фланговые ограничения подпадает. В ответ на обвинения Запада о переброске российских вооружений и техники из Грузии в Армению, Иванов напомнил: идет процесс переброски вооружений и боеприпасов с одной военной базы в другую.
Уже 12 мая представители стран-членов Евросоюза и НАТО в ходе завершившего работу 14 заседания Совета министров иностранных дел (СМИД) ОБСЕ подтвердила свой отказ ратифицировать соглашение об адаптации ДОВСЕ до тех пор, пока Россия полностью не выведет войска с территории Грузии и Молдовы.
Накануне этого заседания министр иностранных дел РФ Сергей Лавров назвал критической ситуацию вокруг ДОВСЕ. Он посетовал на необязательность Запада и нежелание ратифицировать подписанный в Турции адаптированный к современным условиям ДОВСЕ.
Запад полагает…
Позицию западных стран нелегко понять. Поначалу, когда в 1990 году подписывался первый вариант ДОВСЕ, страхи были еще те. Мол, СССР имеет мощную группировку войск в европейской части страны, которые могут быть использованы для агрессии. С развалом СССР и Варшавского договора, казалось, все должно измениться. Однако инерция подозрительного отношения к СССР органично перешла теперь уже на правопреемницу Россию.
Западу давно стоит понимать некоторые очевидные истины. Во-первых, России Ельцина подписание адаптированного ДОВСЕ не помешало ввести войска в Чечню, тем самым, как полагают натовские стратеги, нарушив договор.
Наивно думать, что Россия Путина, взявшая под контроль территорию Чечни ценой жизни россиян, теперь захочет этого контроля лишиться. Во-вторых, Европа никак не хочет понять, что ее давление на Москву в плане вывода войск из Грузии и Молдовы не может привести к позитивным результатам. Россия фактически начала вывод войск из Грузии, несмотря на реальное ослабление кавказского направления.
Если в Брюсселе всерьез думают, что Россия будет и далее разоружаться только в силу своей наивности, то сильно ошибаются.
В данной связи вызывает интерес позиция Казахстана, страны, одной из первых среди участниц ДОВСЕ ратифицировавших договор. 31 мая 2006 года на третьей конференции ОБСЕ по обычным вооружениям в Вене, тогдашний вице-министр обороны Алмаз Абдульманов напомнил, что от разговоров, консультаций и инспекций пора переходить на другой качественный уровень — к реальной ратификации ДОВСЕ странами, еще не успевшими это сделать.
Два периода Владимира Путина
На посту президента России Владимир Путин пережил два памятных периода. На первом этапе он все же надеялся, что улучшившиеся во времена Бориса Ельцина отношения с Западом можно развивать и далее. С момента его прихода к власти в 2000 году Россия стала заметно меняться.
По мнению западных аналитиков, страна стала все дальше отходить от демократических ценностей в угоду интересам жестко централизованного государства. По мнению же самого Путина, централизованное государство было единственной предпосылкой для сохранения целостности страны. Созданные при нем энергетические госгиганты «Газпром», «Транснефть» и другие должны были стать компаниями, которые обеспечат ликвидностью модернизацию России.
Надо полагать, Путин понял главное — никакие реформы в России не сделают страну равноправным партнером Запада. Последний будет воспринимать осколок некогда мощной империи как источник, поначалу, острой, а теперь, тлеющей опасности.
И задача западного мира заключается в максимальном ослаблении России, доведении ее до состояния, когда ей потребуется внешнее управление. По-другому свое абсолютное влияние на территории от Калининграда до Владивостока он не видит.
Стратегия второго этапа правления Путина разрабатывалась, наверное, с 2005 года, когда последние иллюзии, что Запад может стать равноправным партнером России, исчезли. Весь 2006 год появлялись факторы лишь отдалявшие стороны друг от друга. Аргументация российского президента по вопросу моратория понятна. Во-первых, ситуацию, когда ДОВСЕ подписали 30 стран, а другие не собираются этого делать, нормальной не назовешь.
Путин ограничивает срок моратория моментом, когда ДОВСЕ все ратифицируют.
Во-вторых, предполагаемые к размещению радиолокационные станции НАТО в Польше и Чехии, нежелание новых членов Североатлантического блока Словакии и государств Прибалтики присоединяться к ДОВСЕ Россия однозначно воспринимает как нарушение баланса, обеспечиваемого договором.
Реакция не заставила себя долго ждать.
С одной стороны, первый вице-премьер Сергей Иванов поддержал инициативу Путина, сославшись на тот факт, что американский президент может спокойно передислоцировать войска внутри США, тогда как Россия этой возможности просто лишена.
Вице-спикер Госдумы Владимир Катренко акцентировал внимание на том, чтобы Запад уважал Россию, когда та реализует свои международные обязательства.
Генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер, комментируя заявление российского президента, пояснил, что до тех пор, пока Россия не выполнит Стамбульские соглашения (адаптированный ДОВСЕ), никакой ратификации со стороны стран Запада не последует. Аргументация, оставшаяся за пределами публичного выступления генсека НАТО, следующая: Словакию и государства Прибалтики нельзя рассматривать в качестве субъектов ДОВСЕ хотя бы потому, что на момент подписания договора их в альянсе не было. Не мудрым назвал объявленный Россией мораторий президент Парламентской ассамблеи ОБСЕ Горан Леннмаркер.
Подытоживая сказанное, можно заметить, что стороны по-разному толкуют Стамбульские соглашения. Россия считает страны-члены НАТО, не ратифицировавшие договор, выпавшими из обговоренных рамок, в то время, как Запад полагает, что, даже не ратифицируя ДОВСЕ, указанные Россией страны придерживаются соглашений.
Но игра совсем скоро должна завершиться — на стадии обсуждения проблемы в рамках совета Россия-НАТО.
Подождем… увидим…

Коллаж с сайта http://www.rian.ru