К счастью, он ошибался. Благодаря своевременному вмешательству микрохирургов Центра мой друг сейчас абсолютно здоров, а его палец красуется на своем законном месте.
Желая более подробно ознакомиться с деятельностью Центра, я встретился с его директором, доктором медицинских наук Болатом Бимендеевичем Баймахановым, который рассказал им историю развития этого учреждения.
История центра
Директор Центра, доктор медицинских наук, Болат Бимендеевич Баймаханов:
— Научный Центр хирургии имени академика А.Н. Сызганова, основанный в 1945 году, назывался тогда Институтом клинической и экспериментальной хирургии.
Первым его директором был видный советский ученый, талантливый хирург, заслуженный деятель науки Казахской ССР, академик Александр Николаевич Сызганов. На этом посту он проработал 30 лет, с 1945 по 1975 год. Под руководством академика А.Н. Сызганова сотрудники института разработали ряд мероприятий по борьбе с эндемическим зобом. По его настоянию был открыт первый в республике противозобный диспансер с филиалами в областных центрах. При непосредственном участии академика А.Н. Сызганова ученые и врачи института разработали оригинальные методы предупреждения гнойных осложнений при травмах и внедрили в практику обработку ран внутритканевым введением раствора антибиотиков в сочетании с новокаиновой блокадой.
Значительные успехи в лечении и восстановлении трудоспособности инвалидов Великой Отечественной войны были достигнуты благодаря изучению природных лечебных ресурсов республики: выявлены целебные свойства Аяк-Калканских минеральных источников, грязей курорта Яны-Курган и озера Сары-Булак. Одновременно, на базе санатория «Каменское плато» открылось специализированное хирургическое отделение для оперативного лечения больных с легочной формой туберкулеза.
А в 1956 году приступило к работе отделение грудной хирургии, в котором проводились научные исследования, оказывалась хирургическая помощь больным с неспецифическими заболеваниями легких.
Год спустя, на базе института хирургии был организован первый в Казахстане онкологический сектор. Его специалисты занимались изучением различных методов хирургического лечения некоторых злокачественных опухолей.
В 1958 году в институте открывается отделение сердечно-сосудистой хирургии, где академик А.Н. Сызганов выполняет первую в Казахстане операцию на сердце.
В 1975 году на должность директора института назначается известный ученый, хирург, профессор Гавриил Кириллович Ткаченко. Он возглавлял это учреждение до 1980 года.
С 1980 года Центром руководит академик НАН РК, лауреат Государственных премий РК, «Халык Каhарманы» Мухтар Алиевич Алиев.
В этом же году институту было присвоено имя его основателя — академика А.Н. Сызганова.
Школа хирургов казахстана
Директор Центра, доктор медицинских наук, Болат Бимендеевич Баймаханов:
— Академик М.А. Алиев, являясь выдающимся хирургом, способным выполнять операции практически на любых органах, в настоящее время руководит ведущей школой хирургов Казахстана. Его учениками защищено 67 докторских и 81 кандидатских диссертаций. Девятнадцать сотрудников Центра хирургии удостоены звания Лауреатов Государственных премий, двое являются Заслуженными деятелями науки Республики Казахстан.
В настоящее время многие из учеников академика М.А. Алиева занимают ответственные посты.
Благодаря настойчивости Мухтара Алиевича Центр получил современное оборудование фирмы «Тошиба», приобретенное за счет кредита Исламского банка развития и безвозмездного гранта короля Саудовской Аравии.
Структура центра хирургии
Институт имени А.Н. Сызганова располагает 9 клиническими отделами и 18 вспомогательными отделениями. В отделе кардиохирургии выполняются операции на сердце. Специалисты отдела хирургии пищевода, желудка и органов средостения проводят лечение больных с заболеваниями этих органов.
В отделе хирургии печени, желчных путей и поджелудочной железы занимаются удалением различных кист и пораженных участков печени. При оперативном лечении некоторых заболеваний применяется плазменный скальпель. Здесь, также, проводится хирургическое лечение эхинококкоза, различных доброкачественных и злокачественных опухолей печени, цирроза печени, реконструктивно-восстановительные операции на желчных путях и оперативные вмешательства при заболеваниях придатков матки.
В отделе сосудистой хирургии и микрохирургии проводят все виды операций на сосудах. Микрохирурги, также, оказывают пациентам помощь при травматических ампутациях сегментов конечностей: частей пальцев и кисти.
Специалисты отдела торако-абдоминальной хирургии оперируют пациентов с заболеваниями органов грудной, брюшной полости и мочеполовой системы.
В отделе трансплантации получают лечение не только граждане Казахстана, но и пациенты из Кыргызстана, Узбекистана и Турции.
Врачи отделения общей экстренной хирургии выполняют все виды неотложных хирургических вмешательств, за исключением травматологических, гнойной хирургии и нейрохирургии. Кроме этих отделов в Центре имеются несколько диагностических лабораторий».
Нет диагностики, нет и лечения
Я начал свое знакомство с Центром с посещения отдела магнитно-резонансной и компьютерной томографии, где осмотрел ангиографическую установку.
Заместитель директора по научной работе, кандидат медицинских наук Ермек Абибуллаевич Ахметов:
— Известно, что без правильного диагноза никакое лечение просто невозможно. Метод магнитно-резонансной томографии позволяет врачам видеть все мягкие ткани организма. При этом, электромагнитные лучи абсолютно безвредны. Поэтому, магнитно-резонансная томография применяется при диагностике заболеваний у детей и беременных женщин. Зачастую этот метод является последней надеждой врачей и устраняет все сомнения специалистов.
Все что требуется от пациента — это задержать дыхание на 20-30 секунд. В отличие от ангиографии, данный метод не требует применения никаких контрастных препаратов.
Компьютерная томография позволяет исследовать органы и части человеческого тела послойно.
Это позволяет врачам изучать состояние глазного яблока, полости носа и носоглотки, легких, органов грудной и брюшной полости, почек и мочевыводящих путей, а также, костей скелета.
Кроме этих методов используется и ультразвуковое сканирование, которое определяет состояние внутренних органов и мягких тканей».
Без скальпеля и крови
Лабораторией рентгенодиагностики, ангиографии и эндоваскулярной хирургии заведует лауреат Государственной премии Республики Казахстан, главный научный сотрудник, доктор медицинских наук Дмитрий Дмитриевич Поцелуев:
-Наша лаборатория выполняет все виды диагностических рентгеноконтрастных исследований сердца и сосудов. А, также, внутрисосудистые операции. Хотя нас иногда называют хирургами без скальпеля, это не совсем верно: небольшой скальпель, все-таки есть».
Дмитрий Дмитриевич разрешил нам присутствовать на одной из операций. У 53-летнего пациента наблюдается сужение просвета одной из коронарных артерий. Из-за этого его сердце не может нормально работать, что создает угрозу возникновения инфаркта миокарда. Несмотря на то, что больной спокойно лежит на операционном столе, мы замечаем, что он не спит. Хирург поясняет, что применять общий наркоз нет надобности: подобные операции проводятся под местным обезболиванием.
Врач прокалывает больному бедренную артерию и аккуратно вводит в нее длинную, тонкую трубку — катетер. Затем в артерию подается контрастное вещество, и мы видим на экране монитора, как катетер постепенно продвигается к сердцу. Затем, врач вводит в него тонкий, диаметром всего 0,3 мм, металлический проводник. Когда он достигает места сужения артерии, по нему, как по рельсам, проводят специальный полиэтиленовый баллонный катетер. Хирург устанавливает его в месте сужения и раздувает небольшой баллончик. Стенки артерии раздвигаются, и кровь беспрепятственно бежит по этому сосуду. Врач извлекает баллончик наружу и устанавливает вместо него эндопротез, который называется стентом.
Стент представляет собой очень маленькую и тонкую металлическую сетку, которая не даст артерии вновь закрыться.
Дмитрий Дмитриевич Поцелуев:
— В определенной клинической ситуации эндоваскулярные или внутрисосудистые операции приходят на смену традиционной хирургии. Они гораздо менее травматичны и в то же время, эффективны. Внутрисосудистое вмешательство позволяет устранять сужения сосудов, в том числе, коронарных артерий у больных ишемической болезнью. А также, некоторые врожденные пороки сердца. Подобные операции проводятся, например, при различных внутренних кровотечениях.
Дела сердечные
Ими ведает заведующий кардиохирургическим отделением, доктор медицинских наук Арыстан Оскарович Сейдалин:
— «В Казахстане ежегодно рождается более 2 тысяч детей с различными пороками сердца. Из них 80 процентов нуждаются в операции.
Самыми распространенными видами пороков являются такие дефекты, когда в перегородке между предсердиями имеется отверстие. Иногда подобные отверстия имеются в перегородке, разделяющей желудочки, а у некоторых детей не зарастает артериальный проток. Кроме врожденных пороков, встречаются и приобретенные. Все эти патологии требуют оперативного вмешательства.
Но, если большинство поступающих к нам пациентов с врожденными пороками являются детьми, то ишемическая болезнь сердца — бич взрослых.
Наиболее радикальный метод лечения ишемической болезни это операция. Дело в том, что применение разнообразных терапевтических препаратов дает только временное улучшение.
При ишемической болезни производится аортокоронарное шунтирование сердца.
Вкратце, технику этой операции можно объяснить таким образом: с ноги больного вырезается отрезок вены и вшивается в обход пораженного участка коронарной артерии.
Впервые в Казахстане такую операцию выполнил академик М.А. Алиев. Наиболее интенсивное развитие кардиохирургии в нашей республике началось с 1993 года. После того, как Мухтар Алиевич наладил международные связи по обмену опытом с кардиохирургами Италии, Франции, Германии и США. Практически все специалисты Центра прошли стажировку в ведущих мировых клиниках. Например, в Мемфисе (США), в международной Европейской школе в Бергамо (Италия), в госпитале Брюссо (Франция).
С 1995 года в Научный центр хирургии, по приглашению академика М.А. Алиева приезжали американские кардиохирурги, которые внедрили новые методики операций по поводу исправлений сложных пороков сердца. Теперь в Казахстане такие операции стали вполне обычными.
Посещал Центр известный российский кардиохирург Ренат Акчурин и основоположник сердечно-сосудистой хирургии Майкл Дебейки. Так как институт имени А.Н. Сызганова не имеет возможности помочь всем больным, страдающим заболеваниями сердца и нуждающимся в оперативном вмешательстве, то академик М.А. Алиев и Майкл Дебейки приняли решение создать в республике мощный кардиоцентр.
Однако некоторые государственные чиновники сделали все, чтобы помешать этому проекту. В результате их мощного противодействия, кардиоцентра в Казахстане нет до сих пор. Поэтому, на квалифицированную хирургическую помощь могут рассчитывать менее одного процента казахстанцев, страдающих заболеваниями сердца.
Недавно кардиохирурги Центра успешно прооперировали 8-летнюю Сауле из Жамбыльской области. В Алматы девочку привезли ее бабушка и тетя.
По их словам, до операции она не могла долго ходить и играть, потому что очень быстро уставала. Сейчас Сауле быстро поправляется и состояние ее не внушает специалистам никаких опасений.
Спасение жизни — обычные будни
В отделении торакальной хирургии мы увидели маленькую и худенькую девочку, годиков двух на вид.
Доктор медицинских наук, профессор, лауреат Государственной премии Республики Казахстан, Заслуженный деятель науки Станислав Алексеевич Воронов:
— Когда эта девочка, ее зовут Лаура, прибыла к нам из Мангистауской области, она находилась в очень тяжелом состоянии. У бедняжки довольно редкая врожденная патология — трахео-пищеводный свищ. Проще говоря, у нее между пищеводом и трахеей имелось довольно крупное отверстие диаметром более 4 мм. Когда девочка ела или пила, частички пищи и капельки воды попадали ей из пищевода прямо в трахею, а затем, в бронхи и легкие. Как правило, дети с такой патологией погибают уже в первый год своей жизни.
В итоге, у малышки развилась пневмония. Течение болезни сопровождалось сильным кашлем и высокой температурой. Мы, осмотрев больную, приняли решение немедленно оперировать ее. Нам разрешили пообщаться и с Лаурой, и с ее мамой Алмагуль.
-Как здоровье вашей дочки?
Алмагуль: — Спасибо, Лауре уже гораздо лучше. Она выздоравливает! Если раньше моя дочка постоянно кашляла и задыхалась, не могла нормально есть и пить, то теперь все нормализовалось. Пользуясь случаем, я хочу сказать огромное спасибо врачам Центра за спасение жизни моей девочки.
Тонкая работа
Заведующий отделом микрохирургии, кандидат медицинских наук Трофим Николаевич Мун:
— Отдел микрохирургии существует с 1983 года. Основным направлением нашей деятельности является оказание помощи при травмах и устранение последствиях травм кисти и пальцев.
Когда в отдел доставляются пациенты с ампутацией пальцев, кисти и даже, конечности, мы пришиваем оторванные сегменты.
За время существования отдела тут произведено более 4 тысяч операций.
Микрохирургу приходится сшивать мелкие, диаметром 2-3 мм артерии, вены и нервы. Кроме того, приходится восстанавливать кости, сухожилия и мышцы. Поэтому, операция длится очень долго. К примеру, для того, чтобы пришить пациенту отрезанный палец, опытный микрохирург трудится 1,5 — 2 часа. Над кистью мы работаем гораздо дольше, от 6 до 8 часов.
В процессе работы хирург испытывает очень большие физические нагрузки: ведь все то время, пока идет операция, он остается, практически неподвижным. Ко всему прочему, хирургический инструментарий очень мелкий, а шовный материал невооруженным глазом увидеть просто невозможно. Поэтому, операции проводятся при помощи специального операционного микроскопа, который дает увеличение от 8 до 40 раз.
В последнее время участились случаи множественных травм пальцев и кистей рук. Особенно, при работе на циркулярных пилах и пилорамах.
Для того, чтобы сохранить жизнеспособность отрезанного пальца, надо положить его в полиэтиленовый пакет и обложить холодом. Например, льдом. Но этот лед ни в коем случае не должен напрямую контактировать с пальцем. Иначе, в тканях произойдут необратимые изменения, и палец не приживется.
Парадоксально, но эти простые правила иногда не знают даже врачи. Известен случай, когда врач «скорой» положил отрезанный палец в стеклянную банку и залил …фурацилином! После такой «консервации» пришить его назад было уже невозможно.
Кстати, помещать отрезанный палец в морозилку холодильника тоже нельзя: там очень низкая температура.
Успех операции зависит от того, насколько быстро пациента смогли доставить в Центр хирургии. Воспользовавшись разрешением Трофима Николаевича, мы переговорили с одним из его пациентов.
Сотрудник столярного цеха одного из алматинских ТОО, 32-летний Тимур:
— Работая с циркулярной пилой, я отвлекся, и мне отхватило сразу три пальца: большой, указательный и средний. Когда я увидел, как из искалеченной руки бьет фонтан крови, то чуть было, не потерял сознание. Сотрудники сразу же вызвали «скорую», и меня доставили в Центр имени А.Н. Сызганова.
Заведующий отделением микрохирургии Трофим Николаевич Мун:
— «Три пальца пострадавшего висели на одном кожном лоскуте. Все вены, артерии, сухожилия, нервы, мышцы и кости были повреждены. Операция длилась около 6 часов и в настоящее жизнеспособность пальцев пациента восстановлена полностью. Заживление идет хорошо, поэтому после снятия швов Тимур будет выписан и направлен на амбулаторное лечение».
Исследования продолжаются
Директор Центра, доктор медицинских наук, Болат Бимендеевич Баймаханов:
— «Мы смогли показать лишь малую толику всей работы Центра.
Кроме оказания помощи больным наши специалисты активно занимаются различными научными изысканиями в области хирургии пищеварительного тракта. Разработаны и проводятся сложнейшие операции на органах дыхательной системы — трахее и легких, пищеварительной системы — на пищеводе, желудке, кишечнике, печени, желчных путях и поджелудочной железе, на органах эндокринной системы — надпочечниках, щитовидной, паращитовидной и вилочковой железе, на органах мужской и женской половой сферы. Кроме того, широко применяются различные эндовидеохирургические операции.
М все это далеко не полный перечень того, чем занимаются специалисты Центра Научной хирургии…