Общие дороги
Астанинский экономический форум – мероприятие глобальное. Для многих бизнесменов и госслужащих это не только возможность узнать о главных трендах развития какой-либо отрасли экономики, но и провести ряд необходимых встреч с ключевыми партнерами. Так, например, один из гостей АЭФ, прибывший в Казахстан с официальным визитом, – премьер-министр Грузии Мамука Бахтадзе.
Наши страны совместно развивают транзитные грузовые автоперевозки. Их объем между Казахстаном и Грузией за 2018 год составил порядка 10,3 тысячи тонн.
15 мая был подписан протокол о внесении изменений и дополнений в Соглашение между правительством Республики Казахстан и правительством Грузии о международном автомобильном сообщении от 6 марта 2007 года.
Цель протокола – создание правовой основы для перевозок грузов между Казахстаном и Грузией, в транзитном сообщении по их территориям, а также перевозок в/из третьи государства на разрешительной основе перевозчиками, зарегистрированными на территории вышеназванных государств.
Протокол придаст позитивный импульс дальнейшему развитию торгово-экономического сотрудничества и позволит увеличить объемы перевозок грузов, выполняемых автотранспортом между двумя странами.
Как надеются в министерстве индустрии и инфраструктурного развития РК, после ратификации протокола перевозчики сторон начнут активнее осваивать казахстанско-грузинский рынок автоперевозок.
Паровоз всей Центральной Азии
В тот же день состоялась двусторонняя встреча вице-министра индустрии и инфраструктурного развития Тимура ТОКТАБАЕВА с представителями ОЭСР. В ходе встречи стороны обсудили перспективы дальнейшего сотрудничества.
– С июня 2017 года мы являемся полноправным участником в Международном транспортном форуме (МТФ) ОЭСР, который имеет значительный авторитет в международной транспортной среде. В рамках сотрудничества с МТФ министерством совместно с ОЭСР успешно реализуется проект “Оптимизация локальных цепей добавочной стоимости”, – отметил вице-министр.
Руководитель секретариата по глобальным связям ОЭСР Андреас ШААЛЬ отметил активную работу казахстанской стороны по взаимодействию с ОЭСР, а также передал вице-министру Токтабаеву отчет о завершении первой фазы проекта по предоставлению аналитических рекомендаций для дальнейшего развития и укрепления политики в сфере торгово-транспортной связанности со странами Центральной Азии. Этот отчет будет публично презентован сегодня в рамках соответствующей сессии Астанинского экономического форума. Но еще в преддверии презентации представитель ОЭСР отмечал, что именно Казахстан рассматривается Организацией экономического развития и сотрудничества как ключевое звено партнерства со всем Центрально-Азиатским регионом.
Казахстанское МИИР даже стало партнером ОЭСР в подготовке аналитических и практических рекомендаций по политике и инструментарию расширения транспортной связанности и региональной интеграции между Казахстаном, Кыргызстаном, Монголией, Таджикистаном и Узбекистаном.
Американский след
Одним из ключевых событий для дальнейшего развития экономики Казахстана стал прошедший на прошлой неделе 3-й казахстанско-американский бизнес-форум. За последние три года объем прямых инвестиций из США только в горнодобывающую промышленность вырос более чем в 3 раза и превысил 5 миллиардов долларов США.
Как отметил министр индустрии и инфраструктурного развития РК Роман СКЛЯР, такие американские компании, как “Chevron Corporation”, “General Electric”, “Halliburton”, “NalcoChampio”, “Weatherford”, “Flowserve”, и др. уже сейчас активно сотрудничают с Казахстаном. Ведомством ведется работа по 5 перспективным проектам на общую сумму порядка 450 миллионов долларов США. Среди этих проектов – строительство заводов по производству стальных заготовок, катализаторов, сборке самолетов региональной авиации и др. В центре внимания – Человек
При этом Роман Скляр призвал американские компании активно участвовать в развитии промышленности Казахстана с применением американского опыта и технологий.
Он напомнил американским гостям о Программе индустриально-инновационного развития, за 9 лет существования которой введено 1 250 проектов на сумму порядка 20 миллиардов долларов США. В рамках данной программы для бизнеса предусмотрены различные меры государственной поддержки – льготное финансирование, долгосрочный лизинг, субсидирование процентной ставки по кредитам, предоставление инновационных грантов. Участникам специальных экономических зон предоставляются налоговые льготы и другие преференции. На сегодня в Казахстане действуют 12 СЭЗ и 24 индустриальные зоны.
Также министр рассказал о перспективах сотрудничества двух стран в вопросах развития транспортно-логистической инфраструктуры.
– Будучи девятым по величине государством в мире и крупнейшей страной, не имеющей выхода к морю, Казахстан становится крупнейшим логистическим центром региона. Уверен, что заключение соглашения о прямом воздушном сообщении с США по принципу “открытого неба” позволит соединить наши страны и сблизить деловые круги двух государств, – подчеркнул Роман Скляр.
Еще одним перспективным направлением сотрудничества Казахстана и США является сфера инноваций и новых технологий. В августе 2017 года в Кремниевой долине открыто представительство Казахстана на базе “Hack Temple” с GVA, которым ведется работа по привлечению инновационных проектов, в том числе для программы “Стартап Казахстан”.
Совместно с американскими компаниями “Autodesk CIS” и “Ecodomus” созданы в Казахстане центр и лаборатория по внедрению BIM-технологии.
Это направление сотрудничества способствует применению информационных технологий в области моделирования строительных объектов и модернизации городской среды.
Умные дома и умные машины
Сегодня в Нур-Султане идет второй день Астанинского экономического форума, на повестке как вопросы развития общего торгового пространства ЕАЭС в рамках сессии “Цифровая трансформация – новая форма отношений в ЕАЭС”, так и волнующая всех казахстанцев тема жилья в рамках сессии “Роль государства в создании современной экосистемы доступного жилья”. Причем речь идет не только о дешевом по стоимости строительстве, но и об энергосбережении, внедрении умных технологий в городских многоэтажках.
Вообще, если судить по темам, затронутым в ходе сессий АЭФ, можно сделать вывод, что в современных условиях индустриализацию и промышленность нельзя рассматривать вне тематики экологии и энергосбережения.
Вчера одной из ключевых тем дискуссии стало обсуждение общего будущего автопрома пространства ЕАЭС. Как отмечают спикеры, с каждым годом становятся все популярнее электромобили и беспилотные машины.
Вице-министр индустрии и инфраструктурного развития РК Аманияз ЕРЖАНОВ подчеркнул важность автопрома для всех стран.
– На сегодняшний день в мировом масштабе можно выделить три тренда машиностроения: повышение безопасности автомобилей, снижение вредных выбросов и разработка, внедрение умных технологий, – говорит он.
При этом, как подчеркивает вице-министр индустрии, основным трендом является переход к электромобилям и гибридам. По самым скромным прогнозам, скоро на этот вид техники придется до 89 процентов всех проданных автомобилей.
На стадии завершения находится проект по установке 120 зарядных станций в Алматы и Нур-Султане. Идет установка таких станций на трассе Нур-Султан – Бурабай. Таким образом, можно сказать, что Казахстан к внедрению новых технологий готов.
НУР-СУЛТАН