Космос как сюжет
Гали Мырзашев 20 лет проработал в книжной графике, ценен как детский художник, занимается сюрреалистической живописью (выставлялся в Англии и США), работает художником-сценографом на телевидении, но его пламенная любовь – анимационное кино.
Как говорит сам автор, на выставке все экспонаты – из анимационной кухни. Представлены около 30 эскизов, синопсисы анимационных сериалов, фильмов, комиксы и т.д. Среди целей выставки – запустить обучающий центр анимации для всех желающих.
– Почему посвятили выставку 50-летию космонавтики?
– У меня есть анимационный проект “Байконур”, он о том, как пес из степи улетает в космос.
– У нас совсем нет своих анимационных героев…
– Раскрутка национального героя не должна быть навязанной. Все пытаются раскрутить Алдар-Косе, Биржан-сала и постоянно дают архаичные сюжеты или, наоборот, перегибают. Я видел, как мои дети выросли на Nickelodeon. Изучая своего ребенка, понял, что этот канал угождает малышам. Еще в моем Казахстане дети насквозь живут японской культурой. Японцы ответственно подошли к этому вопросу и получили даже больше, чем хотели. Мы же не предлагаем ничего, только декларируем. Все дело в нас, во взрослых.
Отделиться бы
– Считаете ли, что анимация должна сосуществовать с кино?
– Сейчас есть недопонимание очевидного. Если есть кино, должно быть и анимационное кино. Чтобы у 70–80-летнего кино наконец-то его 50-летний “сын” (анимационное кино) обзавелся своей юртой, своей семьей. А то получается, что мы – на правах постоянного квартиранта. То есть если в кино дают деньги – анимации хорошо. Если в кино не дали денег, то и анимация гибнет. Нужен закон об анимационном кино.
– То есть аниматоры сейчас сидят без дела?
– Да. Сколько 30-летних специалистов, а куда они идут работать? Сейчас талантливая молодежь одичает, потеряет форму. Мы зависим от минимальных финансов. У нас нет внутреннего рынка потребления, в России – тоже нет. У нас есть одна дорога к зрителю – через телевидение. Но российский опыт ценен тем, что там создали на базе “Союзмультфильма” ассоциацию. Есть государственное присутствие, а есть частники. Да, мы привлекаем частные студии из Шымкента, Костаная, но это бессистемно. Зрители должны знать, что запускается в Казахстане и чего ждать.
– Получается, отечественные мультфильмы никому не нужны?
– Знаете, я часто играю в футбол с представителями разных национальностей и спрашиваю у уйгур, татар, корейцев: нужна ли им анимация на казахском языке? Говорят – нужна. Они днем водят детей в казахский садик, а вечером приходят домой – и показывать нечего. Я хочу сделать укор нашим олигархам: печально, что они не обращают внимания на своих детей через анимацию. Вы же всё взяли из этого государства, из этих недр! Лондон, Дубай не помогут, у таких детей часто только фамилии наши, внутри – они уже совсем чужие…