Ребята они активные и энергичные, работают на нескольких работах, в том числе имеют и по маленькому предприятию малого бизнеса, необходимого, по словам одного из них «для поддержания штанов».
У всех шестерых, которые пришли мне на память, и которым я позвонил, ответ был практически один: «Не очень…»
По их мнению, малый, да и средний бизнес в стране намертво придавили кризис и бюрократия. И никакие усилия властей пока не могут сдвинуть эти две неподъемные плиты.
С тремя из своих приятелей — «флибустьеров» малого бизнеса я встретился и откровенно поговорил. Один из них, Сергей, по образованию философ — позитивист, имевший несколько лет весьма «бодрую» торгово-посредническую фирму по поставке оборудования на заводы Алматы, относится к ситуации, как и положено, философски:
— Ну, напал на бизнес мор, чума пришла — что же теперь делать!? Помнишь, у Камю: «А что чума? Это просто жизнь, и все…» Вот и у нас так же. Все идет по цепочке. Банки «сели», за ними встало строительство, а за ним — заводы. Заводы продукцией все склады забили, а спрос упал процентов на семьдесят… Есть некоторые надежды у меня на крупные проекты, которые финансируются из казны, там должно много материалов и оборудования понадобиться… Но удастся ли мне там «пристроиться» — не уверен, потому что слишком много сейчас желающих…Терпеть и ждать — больше ничего не остается.
У Алимжана, прежде преуспевающего владельца продуктового магазинчика, проблемы схожие.
— Ты посмотри, как резко снизился ассортимент продуктов на прилавках магазинов! Даже сетевые монстры, такие как «Гросс» еле держатся, что уж говорить о таких «малышах», как я? А почему? Кредита нет, нет спроса, нет уверенности в завтрашнем дне. Выручка резко упала, нечем платить продавцам. Я уже четверых людей уволил, а если дальше так будет — придется закрываться…
Когда я стал удивляться, что не дают эффекта миллиарды долларов, выделенных властями страны на помощь бизнесу, мои друзья невесело рассмеялись. И посмотрели на меня, как на слушательницу художественных курсов имени Леонардо да Винчи, считающую, что творог получают из вареников.
— Деньги дали — да где они?! Банки их прибрали и не спешат с ними расставаться. Да, банки рапортуют, что выдают средства МСБ. Но тех, кому выдают, раз в десять меньше тех, кому отказывают… До нас они не дошли, кредит получить по-прежнему невозможно, — просветил меня Надир, пять последних лет занимавшийся наружной рекламой. — Да еще чиновники чудят. Недавно, например, решили поднять налог на рекламу в два раза! Конечно, заказы резко упали у всех. Посмотри, сколько в городе сегодня пустых рекламных щитов, сколько исчезло вывесок! Ты знаешь, какие заказы мы в последний месяц выполняли? Делали на плоттерах огромные цифры — «50», » 70″, «90»… Знаешь, для чего? Это на окна офисов приклеивать — размер скидок показывать! Умные люди сейчас все распродают, «прячутся в кокон»… Чиновники нашим бизнесом командуют, как злобный сержант новобранцем на плацу: «Упал! Отжался!». А вот сегодня бизнес упал — и не отжался, лежит…
Бизнес в стране съеживается, как шагреневая кожа. Недавно вице-президент Торгово-промышленной палаты Казахстана Серик Туржанов принял участие в онлайн — конференции форума «Центр тяжести», где ему задавали вопросы о секторе малого и среднего бизнеса. Он сообщил, в частности, что из трехсот пятидесяти тысяч зарегистрированных в Казахстане предприятий сдают налоговую отчетность (иными словами, по-настоящему работают) лишь сто пятьдесят тысяч, то есть, немного более сорока процентов. По мнению вице-президента ТПП, от кризиса пострадали все сферы экономики. Серик Туржанов назвал и причину: «тотальный контроль» МСБ со стороны государства. По его информации, в Казахстане существует почти шестьдесят (!) контрольных органов, проверяющих субъекты бизнеса, тогда как, к примеру, в Израиле лишь четыре. С такими «друзьями», как говорится, и кризис не нужен… Бизнесмены не хотят безропотно тонуть в волнах кризиса и чиновничьего беспредела. Они предлагают свои меры, которые основаны на многолетнем опыте выживания в не слишком благоприятной среде. Например — обратить внимание властей на самый малый, но и самый живучий бизнес. Массовая занятость людей сегодня наблюдается в микробизнесе, это так называемая категория «самозанятых». Надо освободить самозанятое население Казахстана (малый бизнес, состоящий из трех работников) от налогового бремени, за исключением социальных и пенсионных отчислений, поставив их на регистрационный учет в налоговых органах в явочном порядке. А Министерству труда и социальной защиты населения РК разработать государственную программу по социальной защите самозанятого населения. Когда-то они были востребованными специалистами, сегодня — добывают кусок хлеба торговлей либо работают в сфере услуг (репетиторы, таксисты и т.д.). При этом самозанятые остаются самой незащищенной частью общества. Согласно данным Министерства труда и социальной защиты РК, самозанятые работники составляют основную долю в общей численности занятого населения, их доля составляет более тридцати процентов (два с четвертью миллиона человек). В сельской местности почти половина населения «балансирует» между безработными и занятыми и переходящими из одной группы в другую. Причем данная категория имеет ярко выраженную тенденцию к росту.
Учтем, что самозанятое население формировалось в самое трудное время переходного периода, когда около миллиона человек, выброшенных из привычных видов деятельности, вынуждены были начинать сначала в неизвестной для себя сфере торговли. Таким образом, наши граждане, дав правительству возможность решать глобальные вопросы, не перекладывали проблемы на государство и обеспечили социальную стабильность в обществе. Почему бы Казахстану не использовать положительный опыт соседних стран? В Китае, например, власти помогают в течение 5-10 дней предпринимателю зарегистрировать бизнес и получить государственный кредит на первоначальный капитал. Затем в зависимости вида деятельности он получает на три — пять лет отсрочку от всех проверок. Если он в рамках обозначенного времени смог правильно использовать деньги, то государство помогает разработать дальнейший бизнес-план и увеличить размеры кредита. Если заемщик не смог освоить кредит или был недобросовестен, он попадает в черный список.
Бизнесмены предлагают еще ввести налоговые каникулы для МСБ, сделать доступными кредиты и снизить ставки по ним, ввести на плодоовощную продукцию ставки ввозных таможенных пошлин, действовавшие до 1 января 2009 года. Иначе ползучий рост цен на продовольствие и другие товары не остановить. В стране много инициативных, энергичных людей, которые могут и хотят работать сами и дать работу еще тысячам людей. За «тучные» годы государство накопило и достаточно ресурсов, чтобы активно поддерживать бизнес в трудные времена.
Любой путь начинается с первого шага — так почему бы не убрать бюрократические «булыжники» с дороги?