Время меняться - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Время меняться

Время меняться

Куда ведут Казахстан конституционные изменения, каким образом распределится баланс ветвей власти и насколько эффективным будет функционирование системы политического управления в стране – ответы на эти вопросы попытались найти участники “круглого стола” в Институте мировой экономики и политики (ИМЭП) при Фонде Первого Президента – Лидера нации в Астане.

  • 21 Апреля 2017
  • 1393
Фото - Caravan.kz

Открывая обсуждение на тему “Конституционная реформа в свете модернизации 3.0”, директор ИМЭП Ержан САЛТЫБАЕВ напомнил, что на повестке дня сегодня находится модернизация политическая, экономическая, культурная и общественная.

Депутат двух созывов, президент Фонда содействия региональному развитию и местному самоуправлению “Аймак” Айгуль СОЛОВЬЁВА подчеркнула: для того чтобы не просто ступить на путь модернизации, а набрать обороты в этом направлении, необходим стратегический подход.

– Идет перераспределение, парламенту отдаются реальные законодательные полномочия. Большей властью наделяется и правительство. Начавшаяся модернизация должна иметь динамику, а динамика предполагает быстрое принятие решений – не только в плане оперативности, но и концептуально. У того же Кабмина должны быть развязаны руки, они должны иметь степень свободы в реализации своих задач, – сказала экс-депутат. – Акимы областей играют ключевую роль, являются важными игроками в этом процессе. В мажилисе сейчас находится законопроект о государственном и местном самоуправлении. Мы должны разделить этих “сиамских близнецов”, должно быть четкое разграничение, что относится к государству, а что – к местному сообществу.

Заместитель председателя правления – проректор по научной работе КазГЮУ Мирас ДАУЛЕНОВ в свою очередь отметил, что конституционная реформа подразумевает не только политическую, но и правовую модернизацию.

– Речь идет о перезагрузке всей правовой системы государства, поскольку перераспределение полномочий, выравнивание позиций между законодательной, исполнительной и судебной властью требует четко определенного правового поля, – поделился мнением эксперт. – Важно, сделав один шаг вперед, не сделать два назад. И конституционная реформа, на мой взгляд, будет завершена не только тогда, когда будут приняты соответствующие законы, а когда каждый человек на месте будет исполнять эти законы.

Директор Института современных исследований ЕНУ им. Л. Н. Гумилёва Мухит-Ардагер СЫДЫКНАЗАРОВ в своем выступлении поставил вопрос, был ли со стороны парламента социальный запрос на наделение его еще большими полномочиями. Также политолог констатировал, что в республике формируется экспертная демократия.

– Конституционные реформы в Казахстане происходят на фоне политизации общественных настроений. Это спусковой механизм для начала модернизации политической системы, которая начинает формироваться в нескольких плоскостях. И здесь требуется социальный, экономический запрос на модернизацию страны. Если рассматривать тему в этом ключе, логичным продолжением должны стать законы о политических партиях и о выборах. Сложился запрос на то, чтобы первый закон стал более либеральным, а второй – менее рестриктивным, – сказал эксперт.

Кроме того, он особо подчеркнул: на фоне существования традиционных трех ветвей власти усиливается роль четвертой – СМИ, к которой прибавилась и власть социальных сетей.

– Власть проверяется на прочность в информационном пространстве, и СМИ, как и другие ветви власти, также должны институционально, эволюционно развиваться, – полагает Мухит-Ардагер Сыдыкназаров.