Начинал с игрушки
Электронной музыкой Андриеш Гандрабур всерьез заразился, работая над саундтреком к компьютерной игрушке “Мор. Утопия”. Сейчас он представляет Россию на танцевальных мероприятиях за рубежом. Кроме собственных композиций особую популярность приобрели созданные им ремиксы на музыку из фильма “Усатый нянь”, а также на песни групп “Кино” и Brazzaville.
В популярном алматинском клубе Андриеш не просто ставил одну композицию за другой на своем МакБуке, подобно диджею. Каждый написанный собственноручно трек он заново воссоздавал в прямом эфире с помощью своих музыкальных инструментов – компьютера, синтезатора и барабанного модуля.
– В Интернете тебя называют то казахом, то молдаванином, то индейцем. Так где же истина?
– Индейская у меня внешность, наверное. Это сейчас у меня дурацкая прическа. А раньше у меня были длинные волосы, и я был похож на индейца. На самом деле папа у меня молдаванин, а мама – казашка. Поэтому фамилия и имя у меня молдавские, а национальность казахская. Так в паспорте старом и было написано.
– А как твои корни сказываются на тебе, какой у тебя менталитет? Европейский или что-то азиатское осталось?
– Он, скорее, российский. Потому что с шести лет я живу в Москве, моего папу перевели туда по партийной, коммунистической линии. А в Алматы у меня живут родственники. Сейчас я уже в третий раз прилетел сюда, чтобы играть свою музыку.
– Получается, такое вот возвращение казаха?
– Да, возвращение казаха. Можно так фильм назвать какой-нибудь (смеется).
– Возвращение довольно необычного казаха. Какую музыку ты играешь?
– В принципе это техно. Потому что я не особо понимаю, что такое минималтехно и, допустим, просто техно. Я пишу разную музыку, и объединяет ее одно понятие – техно, которое означает музыку, сделанную с помощью технологий. То есть с помощью не живых инструментов, а программирования.
Компьютерные программы – для раздолбаев
– Но начинал-то ты с живых инструментов – гитары, бас-гитары…
– Да, я играл в нескольких коллективах. И музыка моя была очень странная: андеграундная, тяжелая, порой психоделическая. Когда в группе больше, чем два человека, то собрать их уже проблема. Потому что все раздолбаи. И чтобы сократить время на репетициях и наглядно показать людям, как нужно играть, я стал изучать компьютерные программы, в которые записывал собственные аранжировки. Так я втянулся и стал делать электронную музыку.
– Почему все-таки чисто техно, а не пограничные стили типа эйсид-джаза или лаунжа, где электроника сочетается с живыми инструментами?
– Я озвучивал игру “Мор. Утопия”, и там у меня была музыка в стиле трип-хопа и эмбиента. Написав массу треков в таком духе, я в итоге пришел к тому, что мне нравится быстрая танцевальная музыка. Во-первых, она мне интересна. Во-вторых, ее можно играть самому. А в-третьих, люди под нее танцуют и получают положительные эмоции.
Хотя в своей музыке я продолжаю иногда использовать гитару и голос. Кроме того, у нас есть группа “Дщь-дщь”. Мы играем инди-рок.
– У тебя есть музыкальное образование?
– То, что у меня было три класса скрипки, особо ничего не значит. В музыкальных программах, в которых я работаю, заложен новый музыкальный язык. И не нужно быть сильно образованным, чтобы сочинять в них что-то. Сейчас музыку может делать кто угодно.
Николай Второй – мегафотограф
– А ты не считаешь, что в ситуации, когда музыку может делать кто угодно, ее качество начинает страдать?
– Мне кажется, что во все времена искусство сначала было уделом избранных, а потом всегда приближалось к широким массам. Допустим, рисование. Первый, кто научился хорошо рисовать, для людей был вообще как полубог. Потом кое-как рисовать научились все. Позже появились суперхудожники, которые рисуют, просто как на фотографии. Затем, собственно, появилась фотография. А фотографировали сначала кто? Цари и всякие знатные особы, потому что позволить это себе могли не все. Вот Николай Второй. Он вообще был мегафотограф. А сейчас фотографируют все. Но профессиональные фотографы никуда не делись, они есть и будут всегда. Вот и музыку лет через 20–30 тоже начнут писать все подряд. Но все равно будут самые крутые люди, которые делают это лучше других.
– А сам ты сколько уже занимаешься этим созданием музыки?
– Пять-шесть лет.
– Считаешь, это много?
– Это достаточно. Есть пример, когда в 18 лет музыкант стал суперпопулярным. Причем это была его первая пластинка, а музыкой он занимался всего два года.
Людей надо ввести в настроение
– Ты собираешься выступать в Алматы со своим техно-сетом. А слышал ли, что техно здесь не очень популярно, наша клубная публика предпочитает хаус-музыку?
– Ты знаешь, нельзя сказать, что люди здесь предпочитают хаус. Они предпочитают, чтобы было нежестко. Поэтому я им сыграю нежесткое техно.
– Насколько сильно ты увлекаешься экспериментами или тебе важно, чтобы народ на танцполе “колбасился”?
– Я предпочитаю держаться середины. Играя вживую, я могу выбирать треки и подстраиваться под определенный танцпол. А иногда приходится в таких клубах выступать, где люди даже не хаус, а вообще что-то страшное слушают. Я однажды приехал в клуб в Нижнем Новгороде, а перед тем, как мне выступать, играет махровая русская попса формата канала “Муз ТВ”. Думаю, что делать?! Выбрал самые легкие и удобоваримые треки из всех, что есть. В конце концов народ так растанцевался! Думаю, что сначала нужно ввести людей в определенное настроение, а потом с ними можно делать что угодно.
* * *
Инди-рок (Indie) – от английского слова independent – “независимый”. Жанр альтернативной музыки, где ключевым является собственное творчество музыкантов, не зависящих от конъюнктуры крупных рекорд-компаний.
Лаунж (Lounge) – обобщающее понятие для спокойной музыки разных жанров.
МакБук (MacBook) – ноутбук от компании Apple Macintosh, особо уважаемый музыкантами и дизайнерами.
Техно (Techno) – этот термин используется для большого количества видов электронной музыки.
Трип-хоп (Trip-Hop) – стиль нетанцевальной электронной музыки. Для него характерны медленный темп и ломаный ритм.
Хаус (House) – клубная музыка в самом привычном своем понимании. Ее корни идут от диско и соула 70-х, что наложило на нее отпечаток в виде простых запоминающихся мелодий, мажорных аккордов и ритма ударных.
Эйсид-джаз (Acid Jazz) – в переводе с английского – “кислотный джаз”. Появившийся в конце 1980-х годов жанр, соединивший в себе элементы традиционного джаза, фанка середины 70-х, хип-хопа и соула с электронными танцевальными ритмами.
Эмбиент (Ambient) – в переводе с английского – “окружающее, обволакивающее”. Стиль, в котором сама музыкальная фактура состоит из многослойных звуков, шумов и меняется очень медленно.
Артем КРЫЛОВ, Иван БЕСЕДИН (фото)