О последних тенденциях в мировых и отечественных социумах корреспонденту медиа-портала Caravan.kz рассказала психолог Динара Ахметова.
— Еще лет 10 назад различные СМИ пестрели историями суперуспешных граждан по принципу "из бедняка в миллионеры". Затем мода изменилась, и на гребне волны оказались наслажденцы жизнью. Экраны ТВ и интернет-площадки запестрели картинками сладкой жизни зацикленных на себе и красивой жизни индивидов. Сейчас же наметилась тенденция к объединению в группы и сообщества по различным тематикам. Сегодня всем уже неинтересно, кто непосредственно ты такой, а важно, к какому сообществу ты принадлежишь. Смешно, но вопрос из времен СССР "ты че, особенный что ли?" сейчас звучит вполне современно. Но один из основных трендов сейчас — быть членом команды.
— Меняются ли в современном обществе социальные ориентиры?
— Безусловно. Ведь если не так давно в СМИ, да и повсюду можно было слышать лозунги типа "Я все могу" или "Я все преодолею", то сейчас чаще звучит "справимся вместе". В тех же социальных сетях вместо "Я такой один!" все чаще читаем "А давайте вместе".
— Почему вдруг выпестованные эгоисты, сказал бы даже целое поколение таковых, стали стремиться к объединению?
— На самом деле индивидуалистические модели поведения и коллективистские существовали на протяжении веков и порознь, и сменяя друг друга, и мирно сосуществуя в одном обществе. Коллективистская культура, как правило, формируется на основе единения по принципу общности в чем-то (религия, семейные ценности, традиционный уклад и т.д.)
В этой модели преобладает общее над личным. Как правило, такая культура довольно консервативна и носит зачастую менторский характер. Ее лозунгом можно определить "Делай, как мы". В таком сообществе расстояние между людьми минимально, и социальная связь наиболее тесная. Зачастую члены такого сообщества роднее друг другу, чем даже кровные родственники, не разделяющие их взглядов. Тут можно привести многочисленные примеры различных сект, когда их члены рвали родственные связи с не разделявшими из взгляды родными.
Психологически желание объединиться объяснимо стремлением к защищенности. Личность готова претерпевать потерю личного пространства, или нести иные ущемляющие свободу послушания взамен на чувство комфорта, которое дают общность идеи, цели, соучастие в общем процессе и осознание, что тебе всегда помогут и не бросят на произвол судьбы.
Индивидуалистическая же культура предлагает бороться с жизненными трудностями в одиночку типа "Ты сам в ответе за все!" Это культура зацикленности на себе любимом. То есть "все пряники только мне, мне и снова мне", но и все шишки по лбу от судьбы тоже расхлебывать придется одному. С одной стороны, эта культура предлагает комфорт спокойного уединения, атмосферу самопознания и саморазвития. Но обратной стороной медали является полная ответственность за все действия индивида. Ошибешься – никто не виноват, только ты, и никто не поможет – ты же сам с усами. Сколько ни рекламируй этот способ жизни, готов к ней далеко не каждый.
Многочисленные истории, даже очень успешных одиночек, наглядно показали, что с годами они все равно стараются обзавестись семьей и начинают искать друзей (из детства, института, знакомятся с новыми). Человеку просто становится скучно с самим собой. И хочется душевного тепла близкого человека – твоего человека (ребенка, жены, друга, команды единомышленников). И фраза о стакане воды в старости становится совсем не шуточной. Что делать, если вас обманули при заказе мебели
— Почему тенденция сбивания в команды любого толка наметилась именно сейчас?
— Ничего удивительного в этом нет. Культура индивидуализма, как правило, возникает во времена стабильного, поступательного развития общества. Если вспомнить пятидесятые, шестидесятые годы прошлого века, то тогда девушки во многих патриархальных странах массово уезжали из семей для освоения профессий и построения карьеры. Страны Европы тогда восстанавливались после войны. И идеи личностного и профессионального роста были весьма модными. Вообще, как правило, индивидуалистическая культура развивается в спокойном обществе с точки зрения экономики и политики. И напротив, в период турбулентности – время кризисов, войн, эпидемий или катастроф, выходят на первый план ценности общности людей: национальной, религиозной, исповедующей семейные ценности и ценности коллективной взаимопомощи. Увы, сейчас как раз время турбулентности. Мы одновременно имеем и экономический, и политический кризисы, и пандемию, и участившиеся наводнения, и изменение климата на планете. Неудивительно, что современные люди тяготеют к членству в каких-либо сообществах, где они чувствую себя более защищенно перед лицом глобальных вызовов.
Это может быть членство различного толка: клубы по интересам, религиозные объединения или даже dream team (команда мечты) на работе. Если в странах Южной Европы, в Азии и на Ближнем Востоке, а также в России семейные связи очень крепки, то в США и северных европейских странах сейчас люди все больше чувствуют неуверенность в завтрашнем дне и сбиваются в различные сообщества. Будь то разного толка протестные движения или сообщества по профессиональным, а также иным интересам или надобностям. Даже в Интернете с каждым днем возникает все больше виртуальных сообществ. В эпоху перемен и нестабильности люди не хотят быть одни. Но даже и очень семейные люди тоже объединяются сейчас, для того, чтобы выразить недовольство политикой властей или иными явлениями.
— Получается "Один в поле не воин", а "Вместе нам любые горы по плечу" актуальны как никогда?
— К сожалению, да. "К сожалению" – это о мировой нестабильности. И, действительно, некоторые советские лозунги звучат сейчас весьма актуально, например, "В единстве сила!" или "Братство народов нерушимо!". Согласитесь, перед лицом глобальных вызовов нам только разделяться сейчас не хватало…