Мировые эксперты все чаще и чаще заявляют о новых свойствах коронавируса, о его мутировавшей форме. Насколько сильно эта проблема коснулась Казахстана? В чем это проявилось и какова серьезность рисков? И насколько казахстанское общество стало ответсвтеннее подходить к вопросу пандемии? На эти и другие вопросы корреспонденту медиа-портала Caravan.kz рассказала казахстанский врач-инфекционист высшей категории с 32-летним стажем Сауле Шагманова.
— Сауле Кажигалиевна, первым делом, как вы могли бы описать нынешнюю ситуацию с ковидом в стране? Насколько она критична? Или же, наоборот, все в определенной степени под контролем?
— На сегодняшний день темп роста заболеваемости в Казахстане можно назвать умеренным, по крайней мере – по крупным городам. Очень сильный рост наблюдается в ВКО, но это закономерно, потому как летом именно Восточный Казахстан давал очень низкий процент зараженности.
По Алматы ситуация довольно стабильная, мы не видим таких критических цифр, какие наблюдались летом, сейчас все более или менее под контролем. Мы извлекли уроки из летней вспышки, когда в стационарах не хватало коек, врачам приходилось работать в усиленном режиме, был дефицит лекарств.
Сколько конкретно жителей Алматы переболели коронавирусом — сказать сложно, так как далеко не все население проходило тестирование на антитела иммуноглобулина класса G. Летом не все делали ПЦР в силу малой доступности, поэтому многие болели без подтверждения диагноза. В этом и причины, почему статистические данные у нас разнятся.
— В СМИ все чаще и чаще появляется информация о новых свойствах коронавируса, о его мутировавшей форме. Скажите, коснулась ли эта проблема Казахстана? Если да, то насколько сильно это проявилось и каковы риски?
— Коронавирус – это далеко не грипп. Это новый и коварный вирус, который на данный момент времени не изучен. Поначалу многие люди не верили в серьезность проблемы, говорили, что это фейк, считали неким заговором и относились к этому легко и безрассудно. Коронавирус, как и все вирусы, способен мутировать так же, как, например, мутируют вирус гепатита С и ВИЧ. Возможно, жители Казахстана столкнутся с мутировавшей формой коронавируса. Более того, не исключается то, что коронавирус будет среди нас всегда.
Если коронавирус все-таки мутирует, то вакцина, которую все ждут, будет неэффективна против нового штамма. Сейчас делается вакцина против штамма, который циркулировал летом.
— Другой интересный момент: публикуется много информации о разных способах лечения ковида, и порой встречаются глупые, бесполезные и даже экстремальные методы лечения болезни. Расскажите, сталкивались ли вы с подобным в своей практике? И насколько рискован такой подход?
— Во время первых вспышек, когда в аптеках не хватало лекарств, немало больных предпочитали лечиться народными методами. Я сталкивалась с тем, что пациенты рекламировали настойку хрена, имбирь, куркуму и прочее. Люди должны понимать, что в народных методах тоже есть свое рациональное зерно, которые является природными иммуномодуляторами, и в их применении определенно есть свой смысл.
Многие лечили коронавирус так же, как грипп, — при помощи противовирусных препаратов и антибиотиков. Но самое главное: в измененном протоколе, который вышел 15 июня, писалось и про антикоагулянты, антиагреганты, микротромбозы в альвеолах и в сосудах всего организма. Об этом всем врачам было известно, поэтому врачи, которые сталкивались с пациентами с коронавирусом, назначали антикоагулянты, антиагриганты.
Многих лекарств в аптеках не было, а те, что были, продавались по высокой цене. На этом фоне люди прибегали к самым разным способам. Например, многие начали принимать гормональные, антибактериальные препараты, антибиотики и прочее. Такое следует принимать только по назначению врача, потому что врач учитывает особые показания и противопоказания. Все должно быть под контролем врачей, к чему мы и призываем.
Методик существует много. Врачи всех специальностей были вынуждены лечить коронавирус. А инфекционистов у нас априори слишком мало, молодежь не идет на инфекционистов, это непрестижная профессия была. И пандемия показала, насколько у нас кадровый голод в плане инфекционистов. И сейчас наша задача — готовить таких специалистов.
Во время пандемии все врачи были вынуждены изучать это заболевание и работать с больными, даже наркологи и психиатры. В этом нет ничего удивительного.
Другое дело, что сейчас идет обычный сезонный рост ОРВИ. В декабре мы ждем роста заболеваемости гриппом. И те, кто привился против гриппа осенью, поступили очень грамотно. Потому что заболеть гриппом еще и с осложнениями в пневмонию в нынешнее время очень чревато. Мы пропагандировали это осенью — профилактику гриппа методом вакцинации. Много людей приходило вакцинироваться. Думаю, это даст свои плоды в плане снижения заболеваемости.
— Какие моменты можно отметить, если проводить параллель с появлением первых случаев и тем, что происходит сейчас? Что в этом отношении можно сказать о работе медиков? Стали ли люди более ответственны по отношению к ситуации?
— В принципе, все одно и то же. В марте случаев было немного, заболеваемость нарастала. То же самое наблюдается и сейчас. Да, мы расширили знания об этом вирусе, мы знаем патогенез заболевания и владеем представлением о способах лечения. Также мы обзавелись опытом по части подготовки медучреждений. Поэтому, я думаю, что ситуация летом не в коем случае не должна повторится.
Медики работают с напряжением. Постоянное обучение, тренинги. Врачи очень рискуют, находятся в авангарде. Но, несмотря, на все трудности они выполняют свой профессиональный долг. И я бы хотела поблагодарить не только моих коллег-инфекционистов, которые находятся на передовой, но и всех других медиков нашей страны. Все проявили себя самоотвержено, несмотря на неоднозначную оценку общества. Основная масса медработников провела отвественную и добросовестную работу, учитывая все трудности сложившихся реалий. Если новая волна будет большой и напряженной, думаю, мы справимся.
Что касается общества — больше людей стало верить, что это серьезное заболевание. Стали более серьезно подходить к вопросам профилактики, но не везде. Население привыкло жить с коронавирусом и стало более отвественно по сравнению с весной, когда многие не понимали всей сути и значимости пандемии. Мы прошли через панику и извлекли из этого уроки.
— Какой совет вы можете дать казахстанцам на сегодняшний день и в условиях возможного подъема уровня заболеваемости?
— Я не скажу ничего нового и оригинального. Если человек заболел, то ему следует самоизолироваться и обратиться к специалисту. Не посещать места большого сколения людей, учитывая, что грядут новогодние праздники, корпоративы. Наверняка, люди будут собираться небольшими группами — это неизбежно. Но все же призываю всех быть осторожными, соблюдать масочный режим и правила гигиены, сбалансировано питаться, правильно мыслить и радоваться жизни — все это поможет уберечься от больших рисков на фоне возможного роста заболеваемости.