А произошло следующее — министры обороны России и Казахстана Сергей Иванов и Мухтар Алтынбаев парафировали соглашение о совместном планировании и применении войск в интересах безопасности Российской Федерации и Республики Казахстан.
Конечно, парафировать соглашение еще не значит — принять к исполнению. Точки над «i» должны расставить президенты. Но факт того, что данное событие произошло, уже свидетельствует о многом.
Оценивать его можно по-разному. Попытаемся выявить наиболее значимые мотивы, подтолкнувшие два государства на такой решительный шаг.
Нельзя упускать из виду, что Москва еще в начале 90-х годов по доброй воле ушла из Центрально-Азиатского региона, оставив на карте Евразии внушительный геополитический вакуум, который, к слову сказать, так и не был никем заполнен. Тогда ставка делалась и на то, что страны Центральной Азии проявят заинтересованность в военном сотрудничестве (особенно в сохранении совместных вооруженных сил, системы ПВО и коммуникаций), поскольку оно позволит экономить затраты на оборону, вооружение, переобучение и обучение военных специалистов. Но этого не произошло, так как во всех бывших республиках СССР были популярны тезисы государственного суверенитета, со всеми присущими ему атрибутами.
И только сейчас Москва решила возвратиться в Центральную Азию. Этот процесс можно назвать прогнозируемым, так как ни для кого не секрет, что контроль над Центральной Азией позволяет оказывать геополитическое влияние на всю Евразию. Каким образом можно реализовать контроль над странами Центральной Азии? Это можно рассмотреть на примере казахстано-российских отношений.
Во-первых, через политическое сотрудничество между Россией и Казахстаном. В этом плане дивиденды имеют все стороны. Россия — лоббирование своих интересов в регионе, Казахстан — обеспечение стабильности внутри страны и в регионе.
Во-вторых, экономическое сотрудничество — тоже обоюдовыгодная форма взаимодействия между государствами, которая позволяет России медленно, но верно брать под контроль наиболее значимые с ее точки зрения предприятия, а Казахстану — заключать контракты по низким ценам, что положительно влияет на экономическую ситуацию внутри республики.
В-третьих, сотрудничество в военной сфере. Нужно отметить, что уже длительное время между Казахстаном и Россией идут переговоры, подкрепляемые соглашениями о сотрудничестве, которые в большинстве своем носят декларативный характер. Так, например, между военными ведомствами России и Казахстана с 1992 года заключено 53 договора и соглашения, большинство из которых осталось лежать на столе.
Конечно, вряд ли Россия и Казахстан в таком спешном порядке стали бы парафировать данный договор, если бы не напряженная обстановка в регионе, которая уже длительное время держит центрально-азиатские республики в постоянном напряжении. Как следствие этого предметом договора послужило тесное сотрудничество между двумя государствами, которое охватило следующие сферы:
— проведение антитеррористических мероприятий;
— организация совместных военных учений;
— подготовка казахстанских военных в российских военных вузах;
— военно-техническое сотрудничество.
Данное соглашение между двумя государствами выглядит вполне закономерным, тем более что оно не может служить причиной для конфронтации между странами-членами СНГ, учитывая рамки Договора о коллективной безопасности. Тем более, что это позволяет Казахстану покупать у России вооружение и технику по внутрироссийским закупочным ценам.
Таким образом Казахстан, например, за сравнительно приемлемую сумму будет обновлять свой парк вооружения и техники, а Россия — избавляться от вооружения, которого с избытком пылится на ее воинских складах.
Во-вторых, Россия в очередной раз утверждает свое право на казахстанский рынок вооружения и техники, что в перспективе предусматривает следующие мероприятия:
— снабжение запасными комплектующими;
— перспектива на очередные заказы в оборонной промышленности;
— обучение военнослужащих эксплуатации военной техники.
Казахстан по-своему выигрывает от подобного соглашения. Обучение казахстанских военных в российских вузах ведет к повышению квалификации офицерского состава, как в теоретической, так и в практической областях военной науки. В настоящее время обучение тактике и стратегии боевых действий в современных условиях в казахстанских вооруженных силах ведется по устаревшим методикам, разработанным в советское время. По этим методикам действия армейских формирований отрабатываются уже после свершившегося факта, а не на упреждении действий вероятного противника, что в современной напряженной политической обстановке в Центрально-азиатском регионе негативно влияет на боеготовность вооруженных сил и на успешность решений поставленных им задач. И на фоне этого высшие военные учебные заведения России выгодно отличаются от казахстанских.
Но здесь интересен тот факт, что к данному соглашению, которое начнет действовать с начала 2004 года, могут присоединиться и другие государства и на тех же условиях. При этом Россия достигает сразу две цели: налаживание сотрудничества с центрально-азиатскими республиками через продажу по внутрироссийским ценам военной техники и вооружения, и становление (развитие) своего отечественного военно-промышленного комплекса через пополнение гособоронзаказа.
При этом Россия не ограничивается только странами Центральной Азии. В планах Москвы снабдить отечественным вооружением не только государства-члены ОДКБ, ШОС, но и СНГ.
При всем вышеизложенном создается впечатление процесса сближения между государствами СНГ, которые не знали как найти причину для согласования своих позиций и поиска решения их проблем. Москва становится тем ядром, вокруг которого начинает формироваться новое межгосударственное образование. И вполне возможно, что Россия и Казахстан, а в последствии Белоруссия, Украина, Кыргызстан и Таджикистан пересмотрят большинство межгосударственных отношений, заключенных в рамках СНГ и перейдут к обсуждению вопросов интеграции.
Но так как специфика региона и напряженная обстановка не позволяют за короткое время принять решение по интеграции, то сотрудничество в области оборонной промышленности является тем самым первым шагом, после которого пойдет процесс более глубокого обсуждения экономического сотрудничества. И Казахстан с Россией в этом отношении будут играть роль первопроходцев, на которых будут смотреть другие республики и принимать решение — идти или не идти им по пути межгосударственной интеграции.