В тяжелые годы войны машинисты водили поезда, тем самым вносили свою лепту в Великую Победу. Машинисты совершали подвиги и на линии фронта. Немало примеров добросовестного труда и мужества являли машинисты в послевоенные годы. В наши дни машинисты локомотива также ответственно и самоотверженно выполняют свой трудовой долг. Современный покоритель железнодорожной техники должен владеть многими тонкостями этой профессии, знать основы теплотехники, электротехники, механики и, наряду с этим, владеть практическими навыками управления локомотивом.
«Машинисты локомотива составляют авангард роты железнодорожников. Эта ключевая фигура и профессия номер один на железнодорожном транспорте. Это почетная и интересная работа», — отметил во время церемонии первый вице-президент АО «Локомотив» Казезкан Жуматаев.
Скульптурная композиция общей высотой более трех метров представляет собой основную статую машиниста в форменной одежде, носить которую всегда почетно. В его руках «шарманка» — специальный ящик-сумка для продуктов и личных вещей машиниста, который он брал с собой в поездку. Памятник ярко передает мужество, энергию и оптимизм машиниста, гордого за свою профессию. Скульптура символизирует, что главное в любой профессии — это люди. Памятник изготовлен из железобетона и покрыт бронзой.
«Идея возведения памятника была высказана на одном из совещаний в локомотивном депо Актобе с участием коллектива, представителей профсоюза и Совета ветеранов. Это произведение искусства — дань уважения к самой профессии железнодорожника и именно профессии машиниста», — отметил директор локомотивного эксплуатационного депо Актобе Нурлан Кучербаев.
Это скульптурное сооружение появилось в Актобе неслучайно, практически здесь начинается история железнодорожного транспорта. Первая трансказахстанская магистраль Казахстана была возведена в 1901 году по направлению от станции Оренбург до городов Илецк, Актюбинск к заливу Аральского моря, далее до Сары-Чеганак и Туркестана до станции Ташкент Средне-Азиатской железной дороги. Паровозное депо станции Актюбинск, на базе которого создано Актобинское локомотивное депо, было основано в 1903 году.
Торжественное открытие памятника Машинисту завершилось возложением цветов.