Прожив 2 года, супруги решили развестись. Помимо раздела общего нажитого имущества мужчина потребовал вернуть ему калым: 1 615 000 тенге, золото и бриллианты, а также 2 ковра. Всё это было добровольно передано мужчиной и его семьей родственникам жены еще во время свадьбы.
– Однако мужчина не представил в суде доказательств того, что действиями жены и ее родственников, то есть ответчиков, ему был причинен имущественный вред или имеется какое-либо обязательство. По казахским обычаям, во время бракосочетания между родителями молодоженов совершаются обряды, в том числе и передача калыма. Но требование возврата переданных вещей не урегулировано действующим законодательством. Мангистауский областной суд отказал в удовлетворении искового заявления, – рассказали в пресс-службе областного суда.
Настойчивый супруг сдаваться не собирался и подал апелляцию, где просил принять новое решение, вызвать в суд свидетелей. Но и апелляционную жалобу оставили без изменений. Кстати, несколько лет назад экс-супруг из Мунайлинского района также потерпел фиаско в надежде вернуть калым.
В суде отмечают: такие дела – большая редкость. Обычно, если и делят калым, решают это внутри семьи. В суд обращаются только, если нужно поделить имущество.
– По Гражданскому кодексу и Закону о браке и семье, если имущество приобретено в период брака, оно считается совместно нажитым и при разводе делится пополам. Но суд может принять во внимание, что с женщиной остаются дети. Тогда могут поделить, к примеру, 70 на 30 или 80 на 20. В основном расторжения брака проходят мирно. Бывает, что всё имущество поделили, а вот по какому-то одному никак не могут прийти к согласию – каждый тянет одеяло на себя. Есть и такое, когда делят всё, вплоть до ложек и вилок. Женщины обычно хотят получить больше, а мужчины на уступки не идут, мол, положено тебе 50 процентов, больше не дам. Свое забери, а мое не тронь! – рассказывает председатель суда № 2 г. Актау Рахымжан БЕЙСЕНОВ.
Семейный психолог Анна РАСКИНА отмечает, что чаще всего мужчина решается оставить бывшую супругу без ничего не из-за жадности, а из желания насолить, сделать побольнее, отомстить, унизить, особенно, если инициатором развода была женщина. Как бывшие жены и мужья обирают друг друга после развода до нитки
– У меня была клиентка, к тому времени она уже развелась с мужем. Она рассказывала, что у ее мужа была специальная тетрадь, куда он скрупулезно вносил всё, что он потратил на свою жену. Туда же вклеивались чеки из ресторанов, от покупок вещей в магазинах и прочее. Причем о существовании этой тетради она узнала только в суде. Поэтому требование вернуть калым – это еще не самое страшное. Кстати, я заметила, что этого супруга с калымом не поддерживали, судя по комментариям в соцсетях, ни мужчины, ни женщины,– говорит психолог.
К слову, мелкие вещи, действительно, делят в судах очень часто. Но и здесь есть свои нюансы.
– При разделе требования должны быть конкретными. Супруги должны сделать опись имущества, определить, сколько это всё стоит. Если даже это ложка, то будем делить ложку, главное, что один из супругов должен доказать, что она приобретена в период брака. Не делится только то имущество, которое было приобретено до брака, личные вещи и подаренное. То есть человек уже распорядился своим имуществом – он его подарил, решил его судьбу. Подтвердить, что это было подарок, можно, пригласив свидетелей, – добавляет председатель суда № 2 г. Актау.
Чтобы доказать, что имущество было приобретено во время или вне брака, нужно еще постараться. А уже суд даст оценку этим доказательствам. Однако, несмотря на ссоры и разногласия между супругами, в судах всё же пытаются сохранить семьи.
– К сожалению, в этом году разводов стало больше, чем в прошлом. Думаю, большую роль сыграла пандемия, когда многие семьи были дома, некоторые лишились работы. Тенденция к увеличению числа разводов, к сожалению, наблюдается не только в Мангистау, но и во всем мире. В некоторых странах количество разводов выросло в разы. Сейчас, по словам судей, очень частой причиной разводов становится игромания. Такой любитель азартных игр превращает жизнь семьи в настоящий ад – жены не видят зарплату годами, копятся долги, растут кредиты, причем их чаще всего берут женщины. После развода и долги, и кредиты становятся общими.
Хотя здесь есть третья сторона – банк. Он заключил договор с одним заемщиком, и ему неинтересно, кто будет платить, главное, чтобы платили, отмечает председатель городского суда.
АКТАУ