Восточный Казахстан. Кошмар на улице бизнеса - Караван
  • $ 479.71
  • 533.77
+22 °C
Алматы
2024 Год
25 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Восточный Казахстан. Кошмар на улице бизнеса

Восточный Казахстан. Кошмар на улице бизнеса

В Восточном Казахстане чиновники не скупятся на “креатив” в давлении на бизнес. Самое грустное – их вмешательство зачастую остается безнаказанным.
12 декабря министр энергетики Владимир ШКОЛЬНИК встретился с представителями бизнес-ассоциаций Восточного Казахстана – решил выслушать все, что наболело у предпринимателей. Дать возможность выпустить пар. Для СМИ эту встречу засекретили – “забыли” указать в программе визита. Похоже, высокопоставленный чиновник опасался, что повышенный градус разговора станет достоянием гласности?

  • 19 Декабря 2014
  • 2432
Фото - Caravan.kz

И все-таки “КАРАВАНУ” удалось узнать некоторые подробности.

Бизнесмены плачут, чиновники смеются

Показательной назвал ситуацию в лесной отрасли региона директор Восточно-Казахстанской палаты предпринимателей Игорь ШАЦКИЙ. Сплошная коррупция!

– Последний пример – задержание в ноябре по подозрению в получении взятки начальника управления природных ресурсов Даурена ТЛЕУБАЕВА, – дал комментарий руководитель палаты. – Взятка предназначалась за выделение лесосечного фонда.

“КАРАВАН” не раз писал о теневой экономике в лесном хозяйстве Восточного Казахстана. В октябре на Республиканском совете по защите прав предпринимателей эксперты назвали политику государственных лесоучреждений “войной и противостоянием” (“За бизнес страшно!”, №39 от 3 октября).

– Предприниматель содержит пожарную службу, чистит дороги, ведет лесовосстановление, тушит пожары, – отметил глава областной палаты. – Но при этом к нему чиновники запускают неких заготовителей! Кто дал право вмешиваться в фонды долгосрочника, торговать ими налево-направо?

Еще более резкую оценку дал глава областной профильной ассоциации Владимир РЕЗАНОВ. По его словам, Республиканский комитет лесного хозяйства и животного мира, который поддерживает такую политику, ведет прямое уничтожение бизнеса.

– Лесоучреждения за деньги запускают маленькие бригады по 2–3 человека, орудующие под крышей лесорубочного билета, – рассказал общественник. – Они не платят налоги, не восстанавливают лес, ни за что не отвечают. Это уничтожение добросовестных арендаторов-долгосрочников, которые не знают, на какие объемы рассчитывать в своем же лесничестве, как планировать развитие.

Статистика, которую привели в ассоциации, шокирующая. Всего по области таких “приобретателей” леса более 3 тысяч, в зоне промышленных лесхозов – от 300 до 500. В то же время за последние годы из 30 крупных лесозаготовительных фирм осталось 15, из них 5–6 – на грани выживания.

Заточились под коррупцию?

– Добивают тех, кто мог стать основой развития лесной отрасли, – с горечью заметил специалист. – Мы много раз просили комитет узаконить аукционы, на которые бы выставлялись фонды, не оформленные в долгосрочку. Эта мера легализовала бы лесозаготовки, позволила пополнить бюджет. Чиновники все понимают и… отказываются. Почему? Мы считаем – не хотят терять кормушку.

По оценке Нацпалаты предпринимателей, действующая система выделения фондов словно намеренно заточена под коррупцию. Теоретически лесопользователь-долгосрочник мог бы только уведомлять лесхозы о своих работах на год-два – у него есть материалы лесоустройства, там на 10 лет расписаны все рубки и объемы. Приходи контролируй. Но в жизни предприниматель обязан пройти несколько ступеней согласований (на фонды в своем же лесничестве!) от лесхоза до республиканского комитета. И на каждом этапе его заявку могут под любым предлогом отклонить.

– Единственный смысл такого сложного согласования – коррупция, – высказал мнение глава ассоциации. – По закону договор на долгосрочное лесопользование никому не позволяет распоряжаться фондами в этом лесничестве, кроме самого долгосрочника. Но все – от лесхозов до комитета – игнорируют закон. И, к сожалению, предприниматели боятся судиться – завтра чиновники придут к ним с проверками и найдут, за что привлечь, оштрафовать, взыскать. Законы в этой сфере носят чудовищно репрессивный характер.

Субсидии под “крышей”

Массу вопиющих примеров давления на бизнес министр Школьник услышал от аграриев. Последний случай – в пчеловодстве. Областное управление сельского хозяйства дало прямое указание владельцам племенных пасек заключить договор с определенной фирмой.

– Тех, кто намерен получить субсидии за племенную работу, заставили заключить договор на консалтинговые услуги с определенным человеком, – возмутился Игорь Шацкий. – Этот специалист должен якобы убедиться, что пчелы определенной породы – за 500 тенге с каждого улья. У нас есть племенные пасеки, где тысяча ульев и больше. Получается, они должны отдать за бумажку полмиллиона тенге?

А принцип выделения субсидий в палате предпринимателей назвали кланово-родственным. Анализ показал, что среди животноводческих хозяйств денежную помощь из года в год получают одни и те же фермеры.

Не проверки – разорение

Неприятным сюрпризом для министра энергетики стало требование палаты предпринимателей отставки начальника департамента экологии Восточного Казахстана Дмитрия Кавригина. Назначенца, который является непосредственным подчиненным Владимира Школьника. Общественники заявили: ради эффектной отчетности, имитации бурной деятельности эколог поставил на грань уничтожения благополучные предприятия. Один из примеров – свиноферма в Уланском районе. Департамент наложил за накопленный якобы навоз штраф на сумму… 460 миллионов тенге.

– Понятно, что свиноферма никогда не сможет заплатить такие деньги. Что итог будет одним – разоренное предприятие, оставшиеся без работы люди, – говорит Игорь Шацкий.

Другой пример – в Семее. По просьбе акимата предприниматель взял в аренду котельную, чтобы обеспечить теплом район. За эмиссии платил исходя из сумм, которые выплачивали прежние владельцы. В результате штраф от департамента экологии 86 миллионов тенге.

– Директор котельной физически не успел оформить разрешение на эмиссии, но платежи в бюджет делал, – прокомментировал общественник. – Ущерба экологии нет. Хорошо, что суд разобрался, сумма штрафа сначала была снижена втрое, а затем до 500 тысяч тенге. Но как понимать первоначальную сумму в 85,5 миллиона тенге?

Как в заключение отметил глава областной ПП, лесная отрасль, пчеловодство, аграрный сектор могли бы быть хозяйственными визитками нашего региона. Но стали коррупционными. И с этим министру Школьнику и его коллегам в правительстве придется разбираться. Не те времена, чтобы закрывать глаза на “шалости” чиновников.