Воспитание жестокости у женщин и челноков - Караван
  • $ 478.54
  • 533.76
+14 °C
Алматы
2024 Год
27 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Воспитание жестокости у женщин и челноков

Воспитание жестокости у женщин и челноков

Часть вторая

  • 17 Ноября 2005
  • 1330
Фото - Caravan.kz

Знаменитые узбекские галоши никогда высоким качеством не отличались. На рынках Узбекистана чаще предпочитают подобную продукцию из России.
Правда, относительно дешевые узбекские изделия из резины охотно приобретают люди с невысоким доходом.

Куда деваться мужчинам, зарабатывающим в месяц от 50 до 70 тысяч сумов? Дома в среднем четверо-пятеро членов семьи, каждому из которых нужно купить галоши.
При средней цене в 1,5-2 тысячи сумов за пару, нужно выложить от 6 до10 тысяч сумов. Для многих узбекистанцев такие единовременные траты невозможны.
Так называемые натуральные соки узбекского производства нередко напоминают смесь дешевых фруктовых концентратов с водой. Есть более качественные импортные соки, но их цена часто зашкаливает за 1,5-1,8 тысячи сумов — за литр удовольствия.
В магазине можно приобрести те самые соки местного производства минимум за 700-800 сумов за пол-литра. Для потребителей Узбекистана властями выработаны правила, согласно которым патриотичным считается потребление товаров и услуг, произведенных исключительно внутри страны.
Покупать импортное и непатриотично, и слишком дорого. После введения конвертации сума в 2003 году по текущим операциям правительство выбрало универсальный путь регулирования импорта.
Акцизные налоги и таможенные пошлины по сути являются экономическими рычагами в руках правительства, чтобы регулировать импорт и защищать отечественного товаропроизводителя. С этим никто не спорит. Совсем другой расклад получается, когда универсальные рычаги используются в качестве глухого занавеса от любого товарного проникновения извне.
Узбекские производители, многие из которых являются монополистами на рынке, в ситуации с высокими пошлинами и акцизами фактически ничего не делают для того, чтобы повысить качество выпускаемой продукции.
Зачем голову ломать, новое оборудование завозить, внедрять передовые идеи, если правительство заранее спланировало потребительский рынок. Что бы ни выпустил узбекский предприниматель, этот товар в любом случае реализуется на рынке, ибо импорт находится под негласным запретом.
Мартовское 2005 года постановление президента Узбекистана «О мерах по упорядочению экспортно-импортных операций» предопределило повышение акцизных ставок на импорт.
Следующая таблица показывает, какие товарные группы были введены, а на какие ставка акциза увеличилась.

Наименование товара Акцизные ставки новые Акцизные ставки прежние
Мороженое 200 100
Яблоки, груши, айва свежие 100 0
Пиво 70 30
Сливки, йогурт, кефир 50 20
Сыры и творог 50 25
Дрожжи, пекарные порошки 50 20
Яйца птиц 20 0
Майки, фуфайки трикотажные 30 10
Изделия из гипса, цемента 50 20
Плитки облицовочные неглазурированные 50 20
Краски, лаки 30 10
Бутылки, флаконы, стеклянные емкости 30 0
Вата, марля, бинты 30 0

(взято с сайта Фергана.ру).

Самаркандским и ташкентским производителям мороженого можно радоваться. Акцизы на такую же импортную продукцию, еще в начале октября сразу составившие 100 %, повышены сразу в два раза.
Среди других товаров, на которые акциз не существовал: яблоки, груши, айва, яйца, бутылки, флаконы, стеклянные емкости, вата, марля, бинты. На них впервые введены акцизные налоги с 20 до 100 %.
Нельзя не отметить одно обстоятельство. Сразу после введения акцизов на яйца, они повысились в цене примерно на 50 %. Если до апрельского повышения ставок акциза яйца можно было купить по 60-70 сумов за штуку, то еще в марте 2005 года они стали стоить 90-100 сумов.
Не лучше обстоят дела и с таким популярным в летнюю жару напитком, как пиво. Кружка этого прохладительной влаги местного производства стоит 300-350 сумов, тогда как шымкентское — в среднем 800-850 сумов.
500-граммовая бутылочка пива российского производства в коммерческих магазинах Ташкента стоит минимум 900 сумов.
Надо быть реалистами. Конечно, повышение акцизов на пиво, майки, фуфайки трикотажные, изделия из цемента, гипса, плитки облицовочные, краски, бутылки, вату не стало чем-то особенным и остроактуальным. Вышеперечисленное каждый день не потребляешь, а когда понадобятся, ничего не поделаешь, придется деньгу подкопить.
В силу каких причин жители Узбекистана должны покупать только местные мороженое, фрукты, пиво, сливки, йогурт, кефир, сыры, творог, дрожжи, яйца, наверное, никто не сможет ответить. Вряд ли их можно отнести к категории деликатесов.
Правда, на рынках имеются в ассортименте яблоки, груши, апельсины и мандарины из экзотических стран, но стоят они очень дорого. Так, местные яблоки не лучшего качества можно купить за 700-800 сумов за кило, хорошего качества — за 1200-1500 сумов, тогда как импортные — за 1500-1800 сумов.
Узбекское правительство считает, что меры нетарифного регулирования, коими являются акцизы, способны сдержать отток свободно конвертируемой валюты из Узбекистана в сопредельные страны.
В плане исполнения обязательств перед Международным валютным фондом по конвертации сума все как бы сходится. Хотя у предпринимателей данные меры вызывают по меньшей мере негодование. Им трудно уследить за динамикой пересмотра таможенных пошлин и акцизных ставок.
В 2004 году подобные повышения происходили дважды, в апреле и октябре, и уже известно, сколько раз они будут повышены в 2005 году. На сегодняшний день подобные эксперименты по ограничению импорта проведены два раза, в апреле и ноябре.
Но по поводу последнего президентского постановления «О дополнительных мерах по упорядочению экспортно-импортных операций» речь пойдет в следующей заключительной части материала.
Ноябрьские меры по повышению таможенной пошлины еще раз доказали: Узбекистан стремится в очередной раз поставить жесткий заслон на пути импорта, сделать его не столько нерентабельным, сколько невозможным.
Ведь более строгие правила импорта товаров делают теневой бизнес в Узбекистане еще более емким. По всей видимости, другого бизнеса, кроме теневого, здесь просто не хотят.