Воспитание жестокости у детей и собак - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-2 °C
Алматы
2024 Год
23 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Воспитание жестокости у детей и собак

Воспитание жестокости у детей и собак

В сентябре прошлого года исполнилось десять лет, как наша страна ратифицировала Конвенцию ООН о правах ребенка.

  • 6 Января 2005
  • 1519
Фото - Caravan.kz

Однако социологические исследования, проведенные в течение последнего же десятилетия, показывают, что насилие по отношению к детям совершается все более открыто, нагло и беззастенчиво, приобретая особо изощренные формы.
Психологический стресс, утрата социального статуса или необходимость прилагать чрезмерные усилия для его поддержания заставляют некоторых родителей ощущать детей как обузу.
В результате, и число таких случаев растет, ребенок подвергается систематическим унижениям, его насущными потребностями — в пище, жилье, одежде, медицинской помощи — пренебрегают. Все больше становится случаев физического истязания детей.
Что посеешь
Давно подмечено, что об уровне цивилизованности общества судят по его отношению к старикам и детям. По данным министерства образования и науки РК, в последние годы отмечается рост числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Если в 1991 году в стране было 42 детских дома, то сегодня их численность перевалила за сотню. В них содержатся более 13 тысяч детей, на содержание которых государство ежегодно выделяет два миллиарда тенге. Кроме того, более 16 тысяч неблагополучных семей сегодня состоят на учете в органах внутренних дел. То есть речь надо вести еще о тысячах потенциальных детдомовцев.
К сожалению, это еще не самое страшное. Дети, выросшие в неблагополучных семьях, не имеющие возможности учиться, как правило, пополняют «кадрами» преступный мир.
Так в 2004 году подростками Караганды совершено 250 преступлений. Зарегистрировано 5 убийств, 6 случаев нанесения тяжкого вреда здоровью, 38 грабежей, 31 разбой. Наиболее криминальным возрастом, по полицейской статистике, является период от 15 до 18 лет.
Более 60% несовершеннолетних, привлекаемых к уголовной ответственности, не учатся либо не обеспечены какими-либо видами занятости. Не снижается число детей и подростков, совершающих уголовно наказуемые деяния до достижения возраста наступления ответственности, более 70% из них проживает в неблагополучных семьях.
82 трудных подростка дожидаются решения своей судьбы: в судах сейчас находятся ходатайства полицейских с просьбой направить их малолетних подопечных в специальные закрытые учреждения. 43 несовершеннолетних на сегодня уже отправились в Шымкент в детскую колонию, единственную на весь Казахстан.
По словам заместителя начальника УВД по общественной безопасности Галыма Копжасарова, несмотря на эту удручающую статистику, некоторые школы по непонятным причинам не желают сотрудничать с инспекторами по делам несовершеннолетних, которых ввели в штат школ еще два года назад. Результаты не заставляют себя ждать.
Восьмиклассники одного из престижных карагандинских лицеев обворовали преподавателя своего учебного заведения. Злоумышленники, проникнув в помещение класса, похитили из сумочки учительницы 15 тыс. тенге.
Статья 15. Право ребенка на образование
Серьезной социальной проблемой стало безответственное отношение родителей к воспитанию своих детей.
С начала 2004 года через Карагандинский центр временной изоляции, адаптации и реабилитации несовершеннолетних прошли 1150 детей и подростков, совершивших какие-либо преступления, безнадзорные, брошенные, потерявшиеся.
512 из них — школьники. 29 — учащиеся ПТШ, 105 вовсе нигде не учились и не работали. К счастью, уменьшилось число повторных возвращений одних и тех же «постояльцев» в стены центра.
12- летняя жительница города Темиртау Галя Щеголева всю жизнь просидела взаперти в родительской квартире. На жизнь людей девочка смотрела из окна и с балкона. Лишь изредка мама «выгуливала» дочь по двору, держа за руку как малыша. Иногда они наведывались в гости к маминой знакомой.
В ноябре прошлого года, прогуливаясь с дочерью, женщина оставила ее на несколько минут без присмотра. Оказавшись в одиночестве, девочка испугалась и кинулась домой. Но заблудилась. Поискав дочь несколько дней, женщина подала заявление в полицию.
— Мама обратилась в Восточный отдел полиции, и мы стали задавать обычные вопросы: сколько девочке лет, в какой школе учится, — говорит старший инспектор ИДН Диана Ширяева. — Когда узнали, что ребенок не учится, поднялся переполох.
Через неделю девочку нашли, доставили в центр социально-психологической реабилитации подростков г. Темиртау. Галя не знала, какое сейчас время года, не разбиралась в цветах и не умела считать и писать. Внятно о своей жизни ребенок рассказать не мог: ее словарный запас довольно скуден.
— Когда Галя к нам поступила, она была безучастной ко всему, на улыбку никак не реагировала, — говорит психолог Наталья Харьковская.
За две недели пребывания в центре реабилитации девочка научилась различать цвета, делать простенькие аппликации, заправлять постель и чистить зубы. Сейчас Галя выводит буквы, пробует учить стихотворения. Играет девочка в основном с малышами, сверстников сторонится. Педагоги отмечают ее несомненный интерес к учебе. Галя социально и педагогически запущена, но это преодолимо.

В отношении матери проводится предварительное расследование. Возможно, в скором времени ее лишат родительских прав.
— Девочка недоедала, жила в антисанитарных условиях, была лишена возможности нормально развиваться, — рассказывает Диана Ширяева. — По определению суда Тамаре Щеголевой будет назначена медицинская и психиатрическая экспертиза, возможно, тогда мотивы ее поведения прояснятся.
Домашний арест дочери женщина объясняет тем, что не хочет, чтобы девочка ходила в школу, так как «ей еще рано учиться».

Уж лучше иметь плохих родителей, чем жить в детдоме?
По словам заместителя начальника ЦВИАРНа Шолпан Садыковой, в некотором роде инспекторам по делам несовершеннолетних вредят слишком лояльно настроенные члены комиссии по защите прав несовершеннолетних.
Идут на поводу у повинившихся родителей, которые сначала отказываются от ребенка, а потом у них вдруг просыпаются родительские чувства, и они срочно хотят вернуть кровинушку обратно. Комиссия приходит, проверяет только жилищно-бытовые условия и возвращает ребенка в неблагополучную семью. А через несколько дней эти дети вновь попадают в ЦВИАРН. Идет насмарку кропотливый и долгий труд полицейских. Ломается воспитательный процесс.
Саша и Денис Пестовы побывали в ЦВИАРНе пять раз! Семья неблагополучная, родители — хронические алкоголики. Отец, напившись, систематически избивает детей и выгоняет их из дома, они вынуждены попрошайничать, чтобы выжить. Из ЦВИАРНа категорически отказываются возвращаться домой. А инспектора не могут добиться, чтобы родителей-алкашей лишили родительских прав.
Не так давно лишение родительских прав было позорным явлением. А сегодня многие из «родителей» воспринимают его как благо, полное освобождение от обязанностей и перекладывание их на плечи государства и общества.
— Обычно, когда ребенка определяют в детский дом, родителей оставляют в покое: не трогают они больше детей и ладно, — говорит Шолпан Садыкова. — Это неправильно, с такими людьми нужно работать дальше, чтобы они понесли хоть какую-то ответственность за причиненный ребенку вред. Сбросив груз с плеч, такие люди живут припеваючи и часто опять рожают, чтобы получить материальную помощь и пропить ее. А новых малышей точно так же оставляют потом в детдоме. В лучшем случае.
Незадолго до нового года в спальном микрорайоне Караганды — Юго-Востоке по улице Муканова в мусорном контейнере дворник нашел труп завернутого в полиэтиленовый мешок семимесячного младенца. Медицинские эксперты установили, что смерть ребенка наступила от переохлаждения около суток до обнаружения. Мать полицейские пока не нашли.
Это не единичный в Казахстане случай жестокого обращения матерей со своими недееспособными детьми. В апреле прошлого года в Павлодаре было обнаружено тело новорожденного ребенка, которого 36-летняя мать оставила на несколько часов одного в холодном сарае. Ребенок, которого женщина родила дома, был жизнеспособным. Однако после того, как малыш пролежал более трех часов в не отапливаемом помещении, он умер. Месяцем раньше в Алматинской области пьющая мать оставила в холодном недостроенном доме 8-летнего ребенка, страдающего ДЦП. Мальчик серьезно обморозил ноги, но по благоприятному стечению обстоятельств остался жив.
P. S.
Карагандинское городское общественное объединение «Равный равному» провело исследование проблемы распространенности насилия над детьми. Опросы были проведены в четырех школах Караганды среди учащихся 3, 5 и 7 классов, а также среди детей, находящихся в центре временной изоляции, адаптации и реабилитации несовершеннолетних.
По результатам исследования 41% опрошенных детей стремятся уйти из дома и жить вне дома по причине того, что постоянно подвергаются насилию, унижению и избиению со стороны родителей. Из них 32% заявили, что их родители — алкоголики. И только 7% опрошенных детей назвали причиной побега из дома — «желание погулять на свободе со сверстниками».