– Ого! Капучино уже по 100? – нехорошо удивился один из народных избранников, подойдя к кофейному автомату в фойе парламента, и, вздохнув, бросил два полтинничка вместо прежних “50 плюс 20”.
На тему “Караул! Все дорожает”, а еще больше о том, кто за это ответить должен, и говорили депутаты на последнем пленарном заседании.
– Как нам сегодня после выборов людям в глаза смотреть? – спрашивали они друг у друга. – После того как они поддержали нас как единственную партию, которая приведет к процветанию, мы сразу ответили поднятием цены на хлеб!
За все решили спросить, и строго, с товарищей по партии в правительстве. Раздались не только предложения вызвать на ковер кабинет министров во главе с премьер-министром, но и радикальные требования выразить им недоверие.
Не понравилась депутатам программа правительства по стабилизации положения на рынке зерна: они обозвали ее продразверсткой, а госпродкорпорацию – частной лавочкой. Встревожило и то, что внешние перевозки зерна, то есть экспорт, уже сейчас втрое превышают внутренние. “Сократить!”, “Урегулировать!”, “Вдвое увеличить закуп резервного зерна за счет госдотаций” – предложения сыпались одно радикальнее другого.
Но были и другие мнения. Некоторые из мажилисменов вступились за министерство сельского хозяйства. Мол, в кои-то веки крестьяне имеют возможность по международным ценам зерно продавать, и почему это нефтяники должны получать больше сельхозпроизводителей?
Помянули опыт соседей – России и Беларуси, где пытаются поддержать социально незащищенные слои населения карточками и талонами. И даже Японию, где тоже озаботились резким ростом цен на зерно. Это было встречено скептически: “Белорусы, они на картошке живут, японцы – на рисе… А у нас, особенно на юге, хлеб – основной продукт, а там он подорожал чуть ли не вдвое. А поэтому хватит выслушивать отчеты министерств и пора спрашивать с них по полной!”.
После долгих дебатов решили все же потребовать от правительства полного и ясного ответа: какие меры в связи с ростом цен принимаются по социальной защите малообеспеченных слоев населения? Включили этот пункт в постановление и определили срок – до 30 сентября. Ведь далее последуют обсуждение и принятие бюджета на 2008 год, а там ни строки, ориентированной на сложившуюся в последнее время ситуацию.
Но следующий год еще впереди, а меры, действенные и срочные, требуется принимать уже сегодня. Какие? А неизвестно. В бюджете этого года никаких трат на эти цели не предусмотрено.
Примерную цифру, необходимую для поддержки малообеспеченных казахстанских семей, один из мажилисменов прикинул: всего-то 3–4 миллиарда тенге. Напомним: в прошлом году свободный остаток, то есть неиспользованные средства бюджета, превысил 151 миллиард тенге. Так что вечная ссылка правительства на нехватку денег вряд ли на этот раз “прокатит”.
Наталия БУРАВЦЕВА, Астана