Сегодня на вооружении армии Узбекистана находится преимущественно техника советского производства размещенная ранее в ТуркВО и доставшаяся республике после развала СССР.
Большинство военной техники изготовлено не позже начала 80-х годов.
Вооруженные силы Узбекистана, являются самыми крупными по численности среди республик Центральной Азии.
На 1 января 2000 года, по данным авторитетного еженедельника «Джейнс дефенс уикли», принадлежащего компании «Джейнс информейшн групп», на вооружении армии Узбекистана состояло 280 танков, 700 боевых бронемашин, 140 боевых самолетов, 20 ударных вертолетов, ствольная и реактивная артиллерия, а также оперативно-тактические ракеты — 5 комплексов типа «Точка», а также ЗРК С-200 и С-125.
Учитывая состояние парка боевых машин, Ташкент постепенно начинает наращивать свой военный потенциал. И уже во второй половине 2005 года по данным Академии военных наук РФ на вооружении армии Узбекистана состояло 370 танков (еще 2000 единиц — на хранении), 270 БМП, 300 БТР.
ВВС Узбекистана располагают фронтовыми бомбардировщиками Су-17 в количестве 26 единиц и 23 единицы Су-24. Также на авиабазах дислоцируются полк штурмовиков Су-25 и полк истребителей МиГ-29. Группировка армейской авиации насчитывает до 40 единиц вертолетов боевой поддержки Ми-24 и транспортных Ми-8.
Нехватка опытных офицеров подтолкнуло Узбекистан к созданию системы подготовки национальных военных кадров. Так, в 1995 году была образована Академия Вооруженных сил Республики Узбекистан (первая в Центральной Азии), которая предназначена для подготовки командного состава для всех силовых структур страны.
Офицерские кадры также стали готовить в следующих военных заведениях республики:
Джизакское высшее авиационное военное училище;
Самаркандское высшее автомобильно-артиллерийское училище;
Ташкентское высшее общевойсковое командное училище;
Чирчикское высшее танковое командно-инженерное училище.
На военных кафедрах гражданских вузов начинают готовить офицеров по специальностям: военные медики, связисты, специалисты ПВО. Подготовка военных кадров осуществляется также на базах учебных центров стран ближнего и дальнего зарубежья.
Особенно большое участие иностранные специалисты принимают в подготовке подразделений специального назначения.
Так, свою помощь в подготовке спецподразделений Узбекистану оказывали Германия и Великобритания, Италия и Турция. Но наиболее активно с Узбекистаном в данном направлении стали сотрудничать США и Россия.
В соответствии с программой международного военного образования и подготовки в 1995-2000 годах в США обучались 150 офицеров узбекской армии.
В свою очередь, американские военнослужащие принимали участие в учениях на территории Узбекистана (например, «Баланс-2000»).
США также поставляли в республику военное снаряжение. Была создана постоянно действующая группа по военно-техническому сотрудничеству.
Согласно достигнутым договоренностям, в ходе мартовского визита президента Узбекистана в США в 2002 году предполагалось оснащение Вооруженных сил республики вооружением и военной техникой в соответствии со стандартами НАТО. Также рассматривались вопросы по созданию с помощью США производственной базы по их техническому обслуживанию и выпуску некоторых видов вооружения и военной техники.
Вашингтон, предлагая свои услуги, пытался с одной стороны закрепиться, с другой — расширить свое влияние на Ташкент.
Но события последних лет несколько удалили перспективу плодотворного сотрудничества между США и Узбекистаном.
Россия также принимала участие в подготовке военнослужащих Узбекистана. Подписанный в декабре 1999 года во время первого визита Владимира Путина в Узбекистан договор о военном и военно-техническом сотрудничестве, а также договоренности между главами двух государств во время второго визита сделали возможным реализацию 28 проектов в области военного сотрудничества.
Так, в ходе создания Антитеррористического центра СНГ (2000 год) представители спецподразделения «Альфа» готовили сотрудников спецслужб и подразделений специального назначения Узбекистана. Кроме этого военнослужащие Узбекистана начинают проходить обучение в российских военных вузах.
В 2001 году между Москвой и Ташкентом были достигнуты договоренности о поставках из России артиллерийских систем, транспортных и боевых вертолетов (в том числе — Ка-50-2), средств ПВО и боеприпасов. В последнее время наметилась тенденция сближения интересов Москвы и Ташкента.
В результате чего между оборонными ведомствами двух стран наступает очередной этап сотрудничества. Уже сегодня можно говорить о том, что сферы взаимодействия будут включать в себя увеличение квот на обучение узбекских военнослужащих в высших военных заведениях России, пополнение узбекской армии новыми образцами военной техники и вооружения российского производства, техническое обслуживание и модернизацию устаревших видов военной техники Узбекистана.
Это позволит Узбекистану поддерживать на должном уровне состояние боеготовности национальных вооруженных сил, с другой стороны заручиться поддержкой со стороны Москвы.
В то же время Россия путем углубления контактов с Узбекистаном постепенно сможет расширить зону своего влияния, а также приблизиться к обсуждению вопроса о размещении на территории центрально-азиатской республики своей базы.
***
Учитывая все факторы, способствующие становлению системы национальной безопасности, можно говорить, что Вооруженные силы Узбекистана на сегодня могут поддержать стабильность и порядок в стране.
Вместе с тем, произошедший раздел органов военной разведки, когда в системе военной разведки Вооруженных Сил республики осталась лишь войсковая разведка (подразделения оперативной разведки были переведены в Управление разведки Службы национальной безопасности), негативным образом повлиял на оперативное реагирование воинских подразделений. Это стало заметно при неоднократном проникновении бандформирований на территорию республики.
Вполне вероятно, что дальнейшее реформирование вооруженных сил Узбекистана будет способствовать повышению имиджа государства в регионе.
Однако не стоит забывать, что и у других сопредельных с Узбекистаном стран вооруженные силы также подвержены реформированию, и в этом случае в среднесрочной перспективе лавры лидерства могут либо остаться, либо перейти от одной республики к другой.
Фото с сайта http://grani.ru/