Проще всего обвинить сейчас во всех бедах главного тренера сборной Казахстана по вольной борьбе Сергея Белоглазова. Во-первых, он – иностранец, да к тому же без “крыши”. Ну и что, что один выигрывал Олимпиаду чаще, чем все наши вольники за всю историю, вместе взятые! Главное, есть повод поцокать языком и укоризненно заметить, что Белоглазов, несмотря на свои спортивные заслуги, как тренер оказался слабоват. К тому же он нарушил вечный закон, согласно которому победители чемпионата Казахстана на целый год приравниваются к богам и ездят гарантированно почти на все крупные турниры.
Выслушав эти сбивчивые, но не лишенные логики обвинения, перейдем к фактам. Действительно, если судить строго по результатам, то год назад смешанный состав сборной выступил успешнее. Правда, есть одно “но”. Нынешний чемпионат мира был лицензионным, а значит, и конкуренция была гораздо серьезнее, чем в 2014-м в Ташкенте. И то, что Сергей Белоглазов перед стартом ставил осторожную задачу в духе “если выиграем две лицензии, то будет очень хорошо”, говорит лишь об одном: тренер прекрасно понимает, с чем он столкнулся. А столкнулся он с тем, что, приехав в борцовскую державу, таковой он не обнаружил.
Белоглазов после второго олимпийского золота работал старшим тренером лучшей сборной мира, команды СССР, а после развала Союза отправился тренировать за бугор. В Японии и США он давал результат потому, что ему было с кем работать.
Хотя в нашей стране борьба считается национальным видом спорта и олимпийские амбиции огромные, на деле картина безрадостная. Последний раз борец из Казахстана поднимался на олимпийскую вершину 20 лет назад. Первую в истории Игр медаль казахского вольника от второй отделили 16 лет – ровно столько Маулен Мамыров ждал, пока к нему присоединится Акжурек Танатаров. Лучшему выступлению на Олимпиадах воспитанника отечественной вольной борьбы в сентябре стукнет 15 лет: в 2000-м Ислам Байрамуков дошел до финала Игр в Сиднее, и с тех пор его успех повторяли только легионеры – Геннадий Лалиев в 2004-м и Таймураз Тигиев в 2008-м.
Конечно, нельзя сказать, что Сергей Белоглазов пришел на выжженную землю и работал в нечеловеческих условиях. Однако именно он открыл нам глаза на горькую правду. Менее чем за год до Олимпиады выясняется, что в сборной борцами мирового класса являются полтора спортсмена – Артас Санаа, ставший пятым в категории до 57 кг и получивший олимпийскую лицензию, и тяжеловес (до 125 кг) Даулет Шабанбай, дошедший до четвертьфинала и проигравший там будущему триумфатору, турку Тахе Акгюлю. Остальные выступили гораздо хуже: чемпион Азии (правда, в неолимпийской категории до 61 кг) Даулет Ниязбеков, Саятбек Окасов (до 65 кг) и Жигер Закиров (до 74 кг) прекратили борьбу уже после первой схватки. Разумеется, стоит сказать, что соперники были у них неслабые: Даулет проиграл хозяину ковра американцу Рису Хамфри, а Саятбек – олимпийскому чемпиону Лондона в категории до 60 кг азербайджанцу Тогрулу Аскерову. Адилет Давлумбаев (до 86 кг) и Алихан Джумаев (до 97 кг) отправились домой на стадии 1/8 финала, а Нурлан Бекжанов (до 70 кг – еще один неолимпийский вес) добрался до утешительной схватки, где без шансов проиграл турку Якупу Гёру.
А теперь давайте снова обратимся к истории. Четыре года назад на предолимпийском первенстве планеты казахстанские вольники завоевали две бронзовые медали: Ниязбеков и Даурен Жумагазиев, а Тигиев выбрался из “группы смерти”, дошел до полуфинала, но в двух следующих схватках был откровенно засужен и стал пятым. Тогда казалось, что олимпийские перспективы у наших вольников отменные. Однако в Лондоне Тигиев и Жумагазиев проиграли сразу же, а Ниязбеков в одну калитку уступил в схватке за бронзу.
С тех пор наша вольная борьба стремительно катится вниз. Герой Лондона Танатаров за прошедшие годы ни разу не показал борьбы, которую продемонстрировал в августе 2012-го. Жумагазиева отчаянно, но безуспешно тащили в сборную, а Ниязбеков застрял в неолимпийском весе и упорно не хочет оттуда выбираться. Все эти бравые парни не смогли сообразить на всю вольную бригаду хотя бы одного золота Азиатских игр и провалились на последнем чемпионате континента. После этого в Федерации борьбы наконец-то поняли, что ситуацию нужно спасать, и главного тренера Руслана Умралиева поменяли на Сергея Белоглазова.
Тот, к слову, уже восьмой месяц находился в Казахстане в качестве тренера-консультанта, но большинство его советов никто не слушал. Двукратный олимпийский чемпион недоумевал, как победители первенства страны еще за три месяца до старта чемпионата Азии знают о своем участии в нем? Возглавив сборную, Сергей Белоглазов первым делом отправил всех имеющихся в его распоряжении вольников на турнир Али Алиева в Махачкалу. Там-то и выяснилось, что вечно вторые борцы готовы зубами цепляться за свой шанс. В Махачкале заявили о себе Санаа и Давлумбаев, а несколько человек, не выдержавшие конкуренции, выпали из состава.
Конечно, за три месяца Сергей Белоглазов ничего принципиально не изменил. Казахстанскую вольную борьбу по-прежнему надо срочно спасать. Но если кто и может сделать наших вольников конкурентоспособными в Рио, то это только Белоглазов.
Алматы