С 1966 по 1979 годы на полигоне для создания подземных ёмкостей в соляных куполах произведено 17 подземных ядерных взрывов мощностью от 1 до 100 килотонн на глубине 160-1500 метров. Первый ядерный взрыв на полигоне был произведён на глубине 160 метров всего в полутора км от посёлка Азгир, где проживали 100 семей. При этом из полостей в течение 20 дней выходил радиоактивный газ суммарной активностью около 0,2 кюри. За период эксплуатации полигона в атмосферу было выброшено 10 млн кюри (для сравнения: в Чернобыле было 50 млн). И это без учёта 8 взрывов, засекреченных российской стороной, пишет Times.kz.
В настоящее время в Азгирскую зону входят два сельских округа – Суюндукский с/о – 5 населённых пунктов, и Азгирский – 4 населённых пункта. В общей сложности, это свыше тысячи домов и почти 10 000 жителей.
По информации начальника центра комплексных экологических исследований РГП «Институт ядерной физики» Казахстана Виктора Глущенко, четыре самые опасные площадки полигона, где определены радиационные пятна, уже огорожены, везде стоят предупреждающие знаки о радиационной опасности.
— Сейчас совместно с акиматом Атырауской области ведётся работа над созданием заградительной зоны по ограничению доступа населения и домашнего скота в район технологической площадки А-9, где в результате взрыва образовалась воронка, ставшая озером, — рассказал Виктор Глущенко.
Заграждение представляет собой спираль, навитую из армированной колючей ленты. Конструкция способна сохранять свои заградительные свойства после перекусывания в одном и даже в нескольких местах. Её длина – 1400 метров, высота – 2 метра. Оценочная стоимость работ, проведение которых запланировано в текущем году, составляет 14 млн тенге.
— Помимо этого, в селе Азгир находится постоянно действующая экспедиция из 11-ти человек, которая проводит мониторинг экологического состояния в районе бывшего ядерного полигона. Могу сказать, что в данный момент на прилегающих территориях и населённых пунктах Азгирского полигона экологическая ситуация по радиационному признаку благополучная, — подчеркнул Глущенко. — Но если я говорю, что сейчас на полигоне чисто, это вовсе не означает, что его можно забыть и забросить. Потенциально Азгир опасен, и за ним надо наблюдать на государственном уровне, чтобы не случилось непоправимой беды. Наблюдать вечно, несмотря на то, что заражённая территория бывшего полигона составляет порядка 300 га, и если сравнить её с 18,5 тысяч кв. км Семипалатинского полигона, то она может показаться незначительной.