Кто не рискует за рулем?
Я вожу машину уже семь лет, и за это время у меня не было ни одной аварии. Не это ли главный показатель мастерства?
– Просто от твоей манеры ездить все водители шарахаются в сторону, – ворчит в ответ на это знакомый – шофер с многолетним стажем.
Ну, самоуверенность мужчин непоколебима. И чтобы доказать им, что женщины-водители управляют машиной не хуже мужчин, нужно мнение настоящих экспертов.
За ним я и отправилась.
Начала с самых азов – с автошколы. К моему удивлению, директором одной из алматинских школ автомобилистов оказалась женщина!
– Сейчас в автошколах почти 80 процентов учеников – женщины, – говорит Майя Канн, – у них слишком много обязанностей, и чтобы все успеть, надо быть мобильной. Теория лучше дается женщинам, они старательно учат правила дорожного движения. А вот практика, если честно, лучше дается мужчинам. Но лишь на начальной стадии вождения. Женщина быстро приобретает опыт и уверенность. А на дороге они более ответственны, осторожны и внимательны.
Это, кстати, подтверждают и психологи.
– Согласно европейской статистике (у нас такую никто не ведет) женщины реже совершают тяжелые аварии. Зато у них на счету больше мелких: неудачная парковка, перепутала газ и тормоз на светофоре, – говорит психолог Марина Константинова. – Существует некий социальный стереотип: женщины не разбираются в технике и плохо водят автомобиль. Но это неверно. Женщины, как правило, не рискуют. И, что весьма важно, в отличие от мужчин не склонны переоценивать свои возможности. Мужчины – это категория риска. Они считают, что умение водить машину проявляется на большой скорости и в экстремальных условиях. Женщина же полагает, что умеет водить машину, если не нарушает правил дорожного движения.
А что говорят полицейские? Мы обратились к сотруднице дорожной полиции г. Алматы Гульбахыт Каболдановой.
– Специальной статистики по половому признаку нарушителей мы не ведем. Но раньше действительно женщины нарушали правила дорожного движения меньше, чем мужчины. А сегодня, можно сказать, они сравнялись с мужчинами.
Учить их надо!
Позволить себе лихачить на дорогах могут лишь единицы представительниц слабого пола. Но именно такие дамы занимаются воспитательной работой на дорогах. Они не дадут себя в обиду, обгонят и подрежут… Одна из них – Алия Акназарова, знаменитая казахстанская гонщица.
– Большинство мужчин-водителей воспринимают меня как “женщину за рулем”. Но если они начинают наглеть, я могу и “повоспитывать”. Раньше применяла агрессивные методы – подрезание и зажимание. Теперь же использую более гуманные методы: подъеду, попрошу открыть окошко и с улыбкой говорю: “Что же вы так неосторожны?” Как правило, мужчины смущаются и извиняются.
Обычно считают: если женщина попадает впросак на дороге, то она – неумеха, а если мужчина – то “просто не повезло пацану”. Это несправедливо. Но иногда этим можно воспользоваться, что я и делаю. Например, в каком-нибудь узком дворе, где не разъехаться двум машинам, если неохота сдавать назад, я развожу руками, мол, дядя, не умею я назад ездить. Приходится ему пятиться. Так что даже в таких ситуациях, как неравенство полов на дорогах, есть свои большие плюсы!
Мифы о женщинах-водителях, вычитанные из разных статей, написанных мужчинами!
“Около 50% женщин-водителей стареют несколько быстрее, чем если бы они сидели за вязанием или перед телевизором…”
Врач-косметолог Антонина Захарова:
– Откуда взялись такие расчеты? Сама формулировка “стареют несколько быстрее” вызывает недоумение. По каким признакам автор статьи определил это? Увядающая кожа, седые волосы или просто грустное выражение лица? Из моего личного опыта я могу сказать: те из моих клиенток, кто имеет собственное авто, как правило, обеспеченные женщины. У них есть деньги не только на машину, но и на качественный уход за собой. Так что подобные фразы в газетах красиво звучат, но если вдуматься, абсолютно бессмысленны…
“Как правило, если женщина и смотрит в зеркало заднего вида, то только для того, чтобы поправить прическу…”
Таксист Аманжол, который ездит вообще без зеркала заднего вида:
– А зачем мне зеркало заднего вида, мне же не надо губы красить, я смотрю в боковые зеркала… А если въедут в зад, то сами виноваты…
“Обязательно возникнет на дороге дамочка, у которой сломалась машина, и ей все равно, что сзади именно из-за нее собралась огромная пробка…”
Автомеханик Назар Дюсембаев:
– Автомобили, на которых ездят женщины, очень редко привозят на ремонт на эвакуаторах прямо с дороги. Я могу это объяснить. Большинство женщин ездят на хороших, исправных машинах, которые могут ездить без ремонта несколько лет. Об этом заботятся мужья или любовники. Мало кто из женщин ездит на “Жигулях”, которые могут закипеть или заглохнуть на полпути…
Александра МЫСКИНА
* * *
Женщины за рулем авто раздражают мужчин. Просто – раздражают! Мало того, что они отбирают у мужчин самые любимые игрушки – автомобили. Они еще и ездить на них не умеют!
– Сейчас все больше появляется женщин, которые вытворяют на дороге все, что их душе угодно, – возмущается водитель-профессионал с 25-летним стажем Абликим Хасанов. – Вот только на прошлой неделе юная женщина за рулем “Мерседеса” в центре города внезапно заложила такой крутой вираж, что подрезала сразу два ряда слева от себя. К счастью, все успели вовремя среагировать на этот неожиданный маневр и резко нажали на тормоза. Так как ближе всех к этой лихой девушке оказался я, то мне и пришлось сделать ей замечание. В ответ она открыла окно и, томно взглянув на меня, произнесла: “Прости, агашка, я такая пьяная!”
Большинство женщин-автолюбительниц действительно ездят спокойно, ровно и очень осторожно. И водители-мужчины не ожидают от них подвоха. А они – ра-а-аз! И выкидывают что-нибудь этакое! Особенно в тех случаях, когда перед женщиной неожиданно возникает какое-нибудь препятствие: другая машина или пешеход. Мужчина обычно быстро реагирует и потому успевает благополучно избежать столкновения. А женщина, вместо того чтобы нажать на тормоз или же дать газу и резко свернуть в сторону, бросает руль. В итоге ее машина либо врезается в передний автомобиль, либо наезжает на пешехода…
Пить, дамы, надо меньше!
По мнению главного специалиста управления дорожной полиции ДВД Алматы капитана Асылбека Рашидова, не следует записывать женщин во второсортные водители. Просто большая часть прекрасной половины автолюбителей ездит в соответствии с женской психологией.
– Как правило, автолюбительницы предпочитают водить машину осторожно и не нарушать правил дорожного движения, – говорит он. – Но многие из них не знают или очень слабо ориентируются в жестах регулировщиков. А так как сейчас в часы пик на большинстве перекрестков южной столицы транспортные потоки распределяются именно регулировщиками, женщины-водители стараются занять позицию за какой-нибудь машиной: ведь они не знают, когда надо начинать движение…
Когда же дамы пытаются проскочить перекресток на мигающий сигнал светофора, то делают они это настолько медленно и неуверенно, что сильно осложняют движение остальным водителям. Кроме того, в экстремальной ситуации, созданной другими водителями или пешеходами, водительницы часто просто теряются.
Тот, кто обращал внимание на сидящих за рулем женщин, не раз наблюдал такую картину: дама сидит в кресле, наклонившись вперед и вперив напряженный взгляд в дорогу сразу перед капотом. Понятно, что она сможет отреагировать только на то препятствие, которое появится впереди. Ситуацию справа и слева от машины она не контролирует, так как даже не смотрит туда…
Но главная проблема состоит в том, что в последнее время резко увеличилось количество женщин-водителей, которые садятся за руль в нетрезвом виде.
Среди общего числа задержанных нами пьяных водителей примерно треть – представительницы прекрасной половины!
И если нетрезвые водители в основном ведут себя спокойно, то пьяные женщины за рулем оскорбляют инспекторов дорожной полиции, угрожают им.
Эмансипация – это хорошо. То, что количество женщин-водителей увеличивается с каждым годом, это реальность. Но не следует пытаться догнать и обогнать мужчин в потреблении спиртного!
Бросить руль, закрыть глаза…
По свидетельству психолога Рашида Азизова, дамский стиль вождения диктуется женской психологией.
– Женщина за рулем ведет себя так же, как и в жизни: неторопливо и осторожно. Да, действительно, дамы соблюдают все правила (при условии, если они их знают). Но любая стрессовая ситуация вызывает растерянность. Когда спускает колесо, она немедленно начинает звонить мужу, брату или другу. Поставить запаску самостоятельно ей и в голову не придет. Что уж тут говорить об аварийных ситуациях: они приводят женщину в состояние психологического ступора.
Заметив внезапно затормозившую впереди машину, женщина может… бросить руль и закрыть глаза. Еще одна характерная черта: выезжая из дома, они редко планируют свой маршрут заранее, а просто едут куда придется, а потом пытаются развернуться сразу через два ряда и исправить свои ошибки…
Впрочем, надо признать, такое поведение характерно для всех новичков. А многие наши дамы лишь недавно сели за руль.
Олег ГУБАЙДУЛИН