Халилзад отметил, что этот вопрос также обсуждается с другими странами в Центральной Азии и за пределами региона. Стороны рассматривают стратегию совместной работы, чтобы не только способствовать миру в Афганистане и поддерживать его, но и в целом совместно бороться с терроризмом после вывода войск США, сообщала "Служба новостей Центральной Азии".
"Должен сказать, что обсуждения были позитивными, обнадёживающими. Но я здесь не для того, чтобы объявить что-либо или сказать, что мы достигли определённого соглашения с конкретными странами по конкретным военным шагам в настоящее время, но обсуждения носят всеобъемлющий характер и охватывают отдельные усилия, усилия по экономическому развитию, гуманитарным нуждам, а также потребности безопасности. Это и гуманитарная помощь, и вопросы безопасности, с точки зрения будущего, чтобы иметь возможность помогать афганским силам безопасности поддерживать и содержать себя, а также вместе реагировать на потенциальные террористические угрозы, что в наших общих интересах", – сказал Залмай Халилзад.
14 июня Залмай Халилзад встретился с Президентом Казахстана Касым-Жомартом Токаевым, сообщалось на сайте Акорды.
На встрече были рассмотрены перспективы развития казахско-американского расширенного стратегического партнёрства в контексте обеспечения безопасности и стабильности в Афганистане, в том числе в свете вывода войск США и НАТО из этой страны. Также были затронуты вопросы координации двусторонних и многосторонних усилий по стабилизации и социально-экономическому восстановлению афганского государства.
Глава государства назвал сотрудничество по урегулированию ситуации в Афганистане важной составляющей взаимодействия между Казахстаном и США. Как подчеркнул Президент, афганская проблематика неизменно находится в центре внимания его переговоров с руководителями Афганистана, России, Китая, государств Центральной Азии и международных организаций.
Тема создания и существования западных военных баз в Центральной Азии вот уже почти десять лет является объектом активных обсуждений, ярых споров и предстает всё такой же важной для государств-"хозяев", причем на самых разных уровнях. Дабы проанализировать ситуацию в более широком ключе, медиа-портал Caravan.kz предлагает взглянуть на вопрос "о создании американских военных баз на территории Казахстана" по конкретным и определенным периодам.
Кыргызский эксперт Нурия Кутнаева в 2012 году отмечала, что ключевые понятия безопасности — война и вооружение — перестали играть ту роль, которую они исполняли на протяжении многих веков человеческой истории. Масштабные войны сменились локальными конфликтами. На смену «жесткой силе» (англ. "hard power") все больше приходит "мягкая сила" (англ. "soft power"). Государственные структуры в международных отношениях все больше вытесняются негосударственными — международными организациями, транснациональными компаниями, неправительственным сектором и даже террористическими группировками. И тем не менее и в новых условиях иностранные военные объекты продолжают играть такую же значительную роль, как и во времена холодной войны.
Комментируя тему иностранных военных баз на территории ЦА, Кутнаева тогда отметила, что, во-первых, по "стране происхождения" баз сразу видно, что две страны, претендующие на лидерство в Центральной Азии (Казахстан и Узбекистан), имеют разную внешнеполитическую направленность. Больше всего в Центральной Азии иностранных военных объектов в Казахстане — шесть. Причем все — российские.
"Ни одной западной военной базы в Казахстане не имеется. Напротив, в Узбекистане вообще нет российских объектов, что неудивительно, учитывая западную направленность республики, особенно до 2005 года. Впоследствии, хотя официальный Ташкент и «полуобратился лицом» к России, территорию для нужд ОДКБ не предоставил (хотя мог бы, например, оставленную Соединенными Штатами базу "Карши-Ханабад"). Зато в Узбекистане до сих пор дислоцируется немецкая военная база в городе Термезе для переброски воинского контингента в Афганистан.
Во-вторых, несмотря на прочно засевшую в умах населения мысль о том, что в Центральной Азии только в Кыргызстане имеются две «разнонаправленные» базы, это не так. Кроме Кыргызстана, еще и Таджикистан предоставляет свою территорию и для России, и для стран НАТО. Судите сами. Действительно, в Кыргызстане, кроме нескольких российских военных объектов, имеется еще центр транзитных перевозок США. Но ведь похожая ситуация и в Таджикистане: есть два российских объекта (военная база и оптико-электронный комплекс контроля космического пространства "Нурек"), причем российская военная база в Таджикистане — самая многочисленная в Центрально-Азиатском регионе — 7 тысяч человек. С другой стороны, имеется и французская военная база, входящая в состав Антитеррористической коалиции. В этом контексте хотелось бы обратить внимание на тот факт, что создание российской военной базы в Кыргызстане (2003 год) и перепрофилирование 201-й мотострелковой дивизии в российскую военную базу в Таджикистане (2005 год) последовали после открытия баз западных стран в обеих республиках. А вот теперь сами подумайте: открылись бы они, если бы базы НАТО не подоспели? Большой вопрос", — подчеркнула эксперт.
В-третьих, продолжила специалист, благодаря территориальной близости, большим пространствам и налаженному военно-техническому сотрудничеству между Казахстаном и РФ все военные объекты в Казахстане функционируют на основе аренды. В Кыргызстане и Таджикистане они действуют безвозмездно, на компенсационной основе или с символической оплатой.
"Предположительно это связано с их пониженной инвестиционной привлекательностью, географической удаленностью от России и малыми размерами (то есть невозможностью предоставить полигоны). Нельзя забывать и о том, что существует фактор прямой зависимости между "базовым" вопросом и аспектами, которые для центральноазиатских стран являются важными. Речь идет о мощном инструменте воздействия России на Кыргызстан и Таджикистан: об ужесточении миграционной политики державы-получателя наших мигрантов в случае несогласия по арендным вопросам", — отмечала тогда Кутнаева.
Идем дальше. В 2013 году казахстанские СМИ отмечали, что если американская военная база все же уйдет из кыргызского "Манаса", она не сможет перебазироваться в Казахстан.
В тот же год общественность взбудоражило сообщение в ряде СМИ, что американская военная база, ныне дислоцирующаяся в кыргызском "Манасе", может перебазироваться в казахстанские Актау или Шымкент. В интервью американскому телеканалу "Pentagon Channel" командир американской военной базы в Кыргызстане Джон Миллард подчеркнул, что сворачивание деятельности не планируется, а решается вопрос о "переезде в другое место".
Американская авиабаза в Бишкеке, которая позже стала носить официальное название Центр транзитных перевозок, была создана в международном аэропорту "Манас" в декабре 2001 года и до сих пор служит главным транспортным и логистическим узлом для перевозки грузов в Афганистан по так называемому северному пути доставки. Согласно официальной информации, на тот момент в центре были дислоцированы порядка 1,5 тысячи американских военных и гражданских лиц, которые заняты в операции сил НАТО "Несокрушимая свобода" в Афганистане.
Политолог Курбан Ювшанов рассказал: "Судя по активности американского военного командования, идет спешный поиск территории, куда может перебазироваться военный контингент с базы «Манас». Центральная Азия интересна США не только с точки зрения обеспечения безопасности в Афганистане, но и исходя из глобальных геополитических задач американцев. Поэтому упустить данный регион Белый дом не хочет, отсюда все разговоры о проектах, которые должны ослабить позиции России здесь. В частности, этим продиктованы проекты "The New Silk Road" и "Nabucco", усиление роли США в Узбекистане и Туркменистане. С такой точки зрения Казахстан представляется страной, в меньшей степени втянутой в орбиту американских интересов, и вполне вероятно, что американский генералитет присматривается к казахстанским территориям для потенциального размещения здесь своей базы и укрепления собственного политического и военного влияния", – отмечал Курбан Ювшанов.
По большому счету, у многих иностранных наблюдателей тогда могло сложиться мнение, что власти Казахстана все же допускают появление на своей территории американской военной базы. Однако, как отмечали отечественные авторы, Казахстану появление американской военной базы в Актау могло аукнуться большой головной болью. Во-первых, был бы нарушен баланс сил на Каспии. В случае если американцы используют Актау как базу для вторжения в Иран, под ударом мог оказаться и сам Казахстан. Во-вторых, Россия как тогда, так и сейчас выступает против любых американских баз в РК из-за опасения потери контроля на Каспии, а также влияния в Центральной Азии, где своим основным союзником считает именно Казахстан.
Продвинемся на пару лет вперед. В 2015 году прозвучало официальное заявление от американцев на этот счет.
"Америка не собирается разворачивать никаких военных баз в Казахстане и рядом с его границами", — заявлял в интервью казахстанскому телеканалу заместитель командующего сухопутными войсками США Уильям Хикман.
Американский военный чиновник заверил, что армия США "идет в мир, чтобы искать партнеров". При этом решение вводить миротворческие войска в страны, где происходят конфликты, Хикман относит к прерогативе политиков. По его словам, Казахстан как суверенное государство в мирное время самостоятельно принял решение развивать военное сотрудничество с Соединенными Штатами.
Журналист тогда же уточнил, не значит ли это, что потом вокруг территории Казахстана появится американское вооружение?
"Нет, абсолютно не так! У нас нет никаких планов организовывать или устанавливать свои базы где-то в Казахстане. Наш план и наша цель – это прийти, вместе работать, вместе сотрудничать, а потом уйти домой", — ответил Хикман.
Неподдельный интерес к этой теме испытывают российские СМИ. К примеру, в 2017 году в одном из российских изданий вышел материал под заголовком "Пентагон формирует в Казахстане антироссийский рубеж". В данной статье авторы рассуждали о том, как "многовекторная политика Астаны идет вразрез с интересами Москвы".
Поводом для написания статьи стали международные миротворческие учения "Степной орел-2017" в Казахстане, в которых приняли участие страны как СНГ, так и НАТО. Далее по тексту упоминается и о том, что многие российские эксперты и политики утверждают, что на территории Казахстана имеются американские военные объекты, которые могут нести потенциальную опасность для РФ и других стран СНГ.
"Россия и Казахстан объединены союзническими отношениями. В том числе и в военной сфере. Мы совместно осваиваем космос, организуем совместные военные международные игры, военные учения. Казахстан по льготным ценам получает российское оружие… Но, к сожалению, эти отношения сопровождаются неприятными фактами, – высказал тогда свое мнение военный эксперт генерал-лейтенант Юрий Неткачев. – Создается ощущение, что казахстанское руководство сидит на двух стульях. С одной стороны, оно с Москвой, с другой – потакает явно антироссийским действиям США и других стран НАТО". Почему страны Центральной Азии откажутся принять у себя базы США, объяснили эксперты
Неткачев уверен, что "путем участия в военных маневрах типа «Степной орел» США активно осваивают центральноазиатский театр военных действий. Присутствие военнослужащих Пентагона в Казахстане дает возможность вести предметную разведку российских военных объектов".
"США бесплатно обучают казахстанских военнослужащих, внушая им свои ценности и идеологию. Я уверен, что запланированный переход казахского алфавита на латиницу организован не без помощи американских советников. Это явная провокация и формирование предпосылок для социальных конфликтов. Ведь более половины населения Казахстана считает русский язык родным. Для них, особенно для славян, это будет чуждым явлением", — предположил эксперт.
В посольстве отметили, что в последние дни в ряде российских СМИ и на интернет-ресурсах были опубликованы различные материалы, содержащие недостоверные утверждения об использовании военно-морскими силами США казахстанских портов на Каспийском море и даже об открытии военных баз США на территории Казахстана.
В 2018 году в посольстве Казахстана в России отреагировали на фейковые публикации в российских ресурсах о том, что в казахстанских портах Курык и Актау появятся американские военные базы.
"Поскольку поводом для их появления послужил протокол о внесении изменений в подписанное 20 июня 2010 года двустороннее казахстанско-американское соглашение, приводим для сведения название данного документа: Соглашение между правительством Соединенных Штатов Америки и правительством Республики Казахстан об обеспечении коммерческого железнодорожного транзита специального груза через территорию Республики Казахстан в связи с участием Соединенных Штатов Америки в усилиях по стабилизации и восстановлению Исламской Республики Афганистан", — говорилось в сообщении.
Тогда же подчеркивалось, что речь идет об общих усилиях всего международного сообщества по содействию в стабилизации Афганистана. Ранее, по данным посольства, Российская Федерация заключала аналогичное соглашение с США и принимала участие в поставках специальных грузов, под которыми понимается специальная техника без вооружений.
"Таким образом, просим считать вышеназванные публикации в российских СМИ и на интернет-ресурсах безосновательными измышлениями из разряда фейковых новостей", — заключили в казахстанском посольстве в России.
В 2019 году в СМИ появилась еще одна статья: "Казахстан меж двух берегов: Россия и США обостряют борьбу за рынок вооружений ЦА". В ней авторы вновь порассуждали о том, как США и их союзники готовят удар по российскому военно-промышленному комплексу.
Не так давно директор аналитического центра Российского общества политологов Андрей Серенко пояснил, что не в интересах боевиков договариваться о чём-либо с афганским правительством — им необходимо вернуться к власти силовыми методами.
По мнению эксперта, успокаивает то, что запроса на реставрацию режима «исламского эмирата» талибов нет ни в афганском обществе, ни в странах региона, за исключением, может быть, Пакистана».
Боевые действия в Афганистане будут продолжаться, потому что у талибов сохраняется иллюзия по поводу своей военной победы. Пока эта иллюзия не будет разрушена афганской армией на поле боя и пока под жёсткий прессинг мирового сообщества не попадет Пакистан – главный оператор и спонсор "Талибана" (запрещен в РК), война в Афганистане будет продолжаться. Как Москва отреагирует на взаимодействие Казахстана и Узбекистана с Пентагоном, рассказал военный эксперт
Серенко напоминает, что страны Центральной Азии привыкли жить под американским и натовским "зонтиком" безопасности, теперь же им придётся готовиться к иному. Есть основания полагать, что между крупными международными игроками развернётся конкуренция за право предложить центральноазиатским республикам страховку.
"В ней будут участвовать Россия, Китай, Индия, Пакистан, Иран, Турция и, конечно, США и страны НАТО, в частности, Великобритания, Германия. Военная база американцев или натовцев вполне может появиться уже в течение ближайшего года в одной из центральноазиатских республик — Узбекистане, Киргизии или даже Казахстане", — допускает аналитик.
Серенко делает оговорку: военный объект может называться деликатно: например, "центр координации международных усилий по борьбе с терроризмом" или "международная группа мониторинга", но это всё равно будет пунктом постоянного военного присутствия западных сил в регионе. Планы Вашингтона по сохранению своего военно-политического присутствия не смогут не войти в противоречие с интересами Москвы и Пекина, однако, по словам аналитика, в конкуренции участвовать будет непросто: американцы предложат элитам региона не только ресурс безопасности, но и, вероятно, существенные инвестиции.
Но давайте обратим внимание на официальное заявление главы государства на этот счет.
В 2020 году Президент РК Касым-Жомарт Токаев заявил, что Казахстан и США контактируют на постоянной основе по вопросам разоружения, вопрос о строительстве американской военной базы в республике не обсуждается.
"Строительство военной базы США в Казахстане не обсуждается и не стоит в повестке дня", — сказал Токаев в интервью российской газете "Комсомольская правда", отвечая на вопрос о возможности появления такой базы в республике.
"В то же время сотрудничество между Казахстаном и Соединенными Штатами успешно развивается в таких стратегических сферах, как энергетика, инвестиции, технологии. Мы постоянно контактируем по вопросам разоружения и нераспространения ядерного оружия", — отметил Президент.
Токаев отметил, что Казахстан работал с США "и в сфере биологической безопасности на базе бывшего противочумного института в Алматы, но сейчас, в связи с истечением контракта, американцы покинули референс-лабораторию, там трудятся только казахстанские специалисты за счет нашего бюджета".
"С учетом актуальности исследований в этой сфере мы готовы к максимально прозрачному сотрудничеству с российскими специалистами", — добавил Президент.