Решить насущную проблему, изменив в солончаках течение Тургая и Иргиза и заполнив озера живительной влагой, можно было за счет строительства плотин Кыл и Кожа. На эти цели республиканская казна выделила немалые средства. Но, как часто бывает, деньги потрачены, а проблема осталась. Более того, выяснилось, что плотины возводились с множеством нарушений. По словам начальника первого управления областной прокуратуры Маратбека МИРЗАМУРАТОВА, из-за безразличия госструктур при разработке программы по управлению водными ресурсами на ближайшие 26 лет интересы региона учтены не в полной мере. В программу вошла лишь реконструкция трех водохранилищ – Актюбинского, Каргалинского и Саздинского, тогда как сегодня в водохранилищах нуждаются притоки рек Эмба, Уил, Сагиз, Орь и Хобда. Причем внести дополнения не представляется возможным – нет сведений о количестве водных объектов.
15 миллионов тенге получило Казахское агентство прикладной экологии на анализ водных ресурсов. Деньги утекли словно вода. В прокуратуре считают, что проведенная работа – халтура. Исполнители не заморачивались и привели данные 40–60-х годов со ссылкой на книгу “Поверхностные водные ресурсы СССР”.
– Состоянием водных ресурсов области не занимается ни один из госорганов. Они не владеют информацией о количестве объектов. Значит, вопросы водообеспечения не изучаются. Из более чем 140 водохозяйственных сооружений лишь половина имеет паспорта. И неизвестно, в каком они состоянии, – отметил Маратбек Мирзамуратов.
Актобе