Водка переходит на нелегальное положение - Караван
  • $ 478.54
  • 533.76
+13 °C
Алматы
2024 Год
27 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Водка переходит на нелегальное положение

Водка переходит на нелегальное положение

Очередное решение узбекских властей увеличит обороты теневого бизнеса.

  • 5 Мая 2007
  • 1844
Фото - Caravan.kz

Постановление узбекского президента, обязывающее продавать алкогольные напитки лишь в специализированных торговых точках, приведет к росту оборотов теневого бизнеса. Оно вступило в силу 1 мая.
Конечно, магазинам, не имеющим соответствующей лицензии, придется прекратить продажу водки и вина, но, как это обычно происходит в Узбекистане, подпольная реализация данной продукции станет общепринятым явлением.
Такое уже происходило, когда узбекские власти запрещали продавать импортные товары непродовольственного значения. Тогда целый сегмент торговли ушел в тень, что способствовало росту контрабанды и уменьшению поступлений средств в государственный бюджет.
Наивно полагать, что сценарий, по которому будут развиваться события сейчас, окажется диаметрально иным.
Во времена запрета торговли импортными промышленными товарами узбекские предприниматели на свой страх и риск обходили его следующим образом. Двери магазинов закрывались, а хозяева стояли рядом или на небольшом отдалении. Любой желающий мог подойти к торговой точке, спросить нужный товар, и его ему продавали, заранее удостоверившись, что рядом нет представителей контролирующих органов.
Такая практика, в конечном счете, привела к тому, что оборот теневого бизнеса вырос на порядок, а выплаты в виде налоговых отчислений уменьшились весьма существенно. Сегодня в Ташкенте и других крупных городах Узбекистана магазины не закрыты, но подпольная торговля спиртным стала обыденным явлением.
Психология
Непонятно, против кого или чего конкретно направлено президентское постановление «О мерах по дальнейшему улучшению алкогольной продукции в розничной торговле» за №605.
По заверениям ответственных работников компании-монополиста «Узвинпром-холдинг», население республики от этой меры властей не должно пострадать. Объемы производства вино-водочной продукции не уменьшатся, как и количество точек, торгующих спиртным. Предполагается, что точки торговли алкоголем будут удалены от школ и больниц. При этом в холдинге считают, что цена на спиртное повышаться не будет.
Правда, во всей этой конфигурации производителей и потребителей заложена бомба замедленного действия.
А именно: никто не даст полной гарантии того, что, во-первых, постановление будет выполняться строго и без исключений, во-вторых, нельзя упускать из виду психологию тех, кто на этом рынке работает.
Производители постараются воспользоваться ситуацией, чтобы поднять цены на спиртное. Любой запрет, какого бы формата он ни был, стимулирует процесс повышения цены на продукцию, торговлю которым стремятся ограничить.
С другой стороны, потребители, понимая, что лишаются возможности покупать спиртное в привычных местах, морально готовы к тому, что производители цены поднимут. В любом случае «Узвинпром-холдингу», занимающему монопольное положение на рынке, ничего не стоит, сославшись на формальные причины, поднять цены на выпускаемую продукцию. Потребители в таком случае лишены возможности отстоять свои права, ибо альтернативы монополисту нет.
Давайте теперь вернемся к вопросу, против кого или чего направлено постановление. В случае, если оно ставит перед собой цель улучшить качество спиртного, то предварительные рубежи уже взяты.
С прилавков магазинов исчезло узбекское спиртное ценою от 2 тысяч и выше. Правда, остался импортный алкоголь от 6 до 14 тысяч сумов за бутылку. Следуя логике, можно предположить, что целью постановления станет давление на отечественных производителей, которые обязаны повышать качество производимой продукции. И далее, если водка российского и украинского производства за 6-14 тысяч сумов качественная (наверное, следует так думать), значит «Узвинпром-холдингу» пора подумать над тем, как улучшить качество спиртного. Ориентиры тоже понятны, если водка от 6 до 14 тысяч сумов качественная, значит необходимо дойти до этого уровня. Конечно, это лишь предположения, однако, как представляется, вполне реальная.
Куда денется контрафакт
Постановлением решено убить сразу двух зайцев: попытаться пресечь поток контрафактного спиртного и придать торговле алкоголем цивилизованные формы. Другое дело, насколько реально достижение поставленных целей, и сможет ли постановление улучшить ситуацию в сфере торговли спиртным.
Идем дальше. Нет смысла говорить, что до постановления спиртным торговали, если не все торговые точки, то большинство из них. Нельзя также сбрасывать со счетов стихийных реализаторов спиртного на рынках Узбекистана. Смещение торговли в сторону специализированных магазинов должно ограничить предложение при неизменном спросе на алкоголь. По законам рынка снижение уровня предложения породит рост цен. С одной стороны, торговые точки без соответствующих лицензий не перестанут торговать спиртным из-под полы, но фискальные риски у них неизмеримо возрастут. Это заставит их поднять цены на спиртное. С другой стороны, есть смысл поднять цены и специализированными торговыми точками. Почему? Они попробуют сполна использовать свое монопольное право на торговлю алкоголем!
Большая часть контрафактного спиртного представлена водкой и вином казахстанского и кыргызского розлива.
По ценам оно вполне конкурентоспособно, правда, качество далеко не всегда соответствует красивой упаковке. При повышении цен на спиртное на внутреннем рынке, появится необходимость завозить еще больше контрафактной продукции из соседних стран. Еще одним последствием постановления может стать заметный рост контрафактного спиртного, что, в свою очередь, еще более уменьшит налоговые поступления в госбюджет.
Спрос на узбекскую продукцию, продажа которого будет усложнена, должен существенно снизиться. При таком развитии событий отечественным вино-водочным заводам придется сокращать объемы производства, ибо фактический спрос на рынке уменьшится.
Есть еще один фактор, который должен подхлестнуть цены на спиртное. Сразу после постановления стал набирать обороты фактор лишения лицензий на продажу спиртного торговых точек. Непонятны критерии, исходя из которых данный процесс осуществляется. Чтобы вернуть себе право торговать спиртным, необходимо согласовать вопрос с местными хокимиятами. Чтобы вернуть лицензию на продажу спиртного, предпринимателям придется заплатить не только государству, но и представителям местных органов власти, от которых зависит решение о выдаче лицензий.
Дополнительные финансовые издержки, связанные с получением или продлением лицензии, должны сказаться на цене спиртного. Другой возможности вернуть потраченные средства у предпринимателей просто нет. Как обычно, заплатит потребитель.
Нелогичная логика
Разработчики президентского постановления считают, что оно будет способствовать повышению качества алкоголя и упорядочению торговли спиртным. Трудно понять, насколько верны ожидания автора документа.
Повышению качества любой продукции способствует честная конкуренция различных производителей на рынке. Отсюда следует вывод, что механизмы государственного регулирования запретительного характера ситуацию с качеством водки и вина не решат. Если наши прогнозы по повышению цен на спиртное окажутся верными, то специализированным магазинам придется нелегко. Почему? По Закону Паскаля, наливая воду во взаимосообщающиеся сосуды, мы получим один и тот же уровень жидкости в обоих.
При повышении цен на продукцию вино-водочных заводов появится множество нелегальных цехов, где спиртное будут делать в антисанитарных условиях. Объем оставшейся невостребованной продукции займет не качественный импортный товар (фактически, он недоступен многим узбекистанцам), а «левый» — отечественный.
В любом случае, монополисты-водочники не будут заниматься вопросом повышения качества, ибо не ощущают реальной конкуренции. Российская и украинская водка от 6 до 14 тысяч сумов за бутылку — плод применяемой в Узбекистане таможенной политики. И по ценам заметно, что конкурировать с относительно дешевой узбекской водкой импорт не может.
К чему реально приведет очередное решение узбекских властей? Давайте перечислим. Первое, цены на спиртное вырастут, а контрафакт из близлежащих государств не может выполнить амортизирующую роль, потому что находится вне правового поля.
Второе, узбекистанцы будут пить менее качественный алкоголь потому, что вместо легальной водки внутри страны станет выгодно производить дешевый суррогат.
Третье, «упорядочить торговлю» спиртным не удастся, пока прибыли от его реализации будут сверхвысокими, даже несмотря на дополнительные риски, заложенные в президентском постановлении.
Четвертое, объемы контрафакта увеличатся в разы, ибо спрос на рынке не изменится в сторону понижения.
Но это только видимые части айсберга, который собираются преобразовать в воду. Воду под градусом.

Фото с сайта http://www.ogoniok.com