Водитель, тебя ждут дома - Караван
  • $ 498.55
  • 524.28
-4 °C
Алматы
2024 Год
27 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Водитель, тебя ждут дома

Водитель, тебя ждут дома

Это напоминание, звучащее как мольба, появилось на билбордах в южной столице не так давно.

  • 28 Марта 2006
  • 1747
Фото - Caravan.kz

Дорожная полиция воспитательными методами, с помощью так называемой социальной рекламы, пытается хоть как-то навести порядок на дорогах. Но ни рекламные призывы, ни усиление административных наказаний за нарушения правил, ни другие самые разные меры не помогают.
Аварий становится все больше, а число смертельных исходов от них увеличилось за последний год на четверть!
Высокий уровень травматизма и смертности от дорожно-транспортных происшествий заставил дорожных полицейских пристальнее присмотреться к работе автошкол, где готовят будущих водителей.
После проверки специальной комиссией шестидесяти таких учреждений, в южной столице было закрыто каждое второе.
Все тридцать школ, деятельность которых остановлена, отличаются от современных подобных учреждений убогостью материальной базы. Во многих числились лишь старенькие «шестерки», пересев с которых на любую машину сегодняшнего дня, водитель словно прыгает из девятнадцатого века в двадцать первый. А ведь автоматика на новых автомобилях вовсе не означает, что они бегают сами, без хорошей подготовки человека за рулем. Специалисты отмечают большое количество аварий по причине того, что водитель не знает тонкостей управления машины с автоматической коробкой передач.
Кстати, и хорошие дороги для наших автовладельцев — тоже отнюдь не благо. Странно, но факт: статистика пострадавших и погибших на новой современной республиканской трассе Астана-Алматы в последнее время значительно ухудшилась. Если раньше больше происшествий случалось из-за плохих дорог, то сейчас стали разбиваться на новых трассах. По общей статистике на сто километров автодорог в среднем погибает девяносто человек, а на автомагистрали, соединяющей северную и южную столицы республики, погибло в полтора раза больше.
На одном только карагандинском участке этой дороги за два года погибло более двухсот человек, пострадало около тысячи. Виной тому — превышение скорости, выезд на встречную полосу движения.
Полицейские, кроме патрулирования, применяют и другие меры воздействия на любителей быстрой езды. Например, устанавливают на возвышении разбитые вдрызг машины или манекены дорожных полицейских. Больше появилось камер с радарами и ярких дорожных знаков. Ужесточилось законодательство к нарушителям. Теперь административные суды могут надолго лишить прав за грубые нарушения, да и штрафы увеличились многократно (в связи с чем, отмечают многие автовладельцы, возросли и взятки за уклонение от наказаний). Но, похоже, все эти меры эффекта не дают. Власти решили взяться за школы по подготовке водителей — тот самый старт, откуда начинают свой путь «гонщики».
В ходе проверки выяснилось, что автошколы грешат полным пренебрежением к таким дисциплинам, как знание технической части машины и начальная медицинская подготовка. Давно известно, что помощь, оказанная в первые минуты, часто спасает жизни и здоровье пострадавших в аварии. А у нас водители формируют аптечку, как правило, лишь для показа въедливым инспекторам дорожной полиции, и не владеют навыками оказания первой медицинской помощи. Эти дисциплины в расписании автошкол теперь будут требовать обязательно, например, они должны заключить договор с медиком на 14 учебных уроков.
Комиссия проверила 63 учебных организации, среди них больше двадцати — частные школы, примерно столько же — курсы в общеобразовательных школах и колледжах, сохранились курсы по подготовке водителей и в составе бывшего ДОСААФ, а также в Минобороны.
Больше всего нареканий получили частные школы. В них преподаватели не имеют сами соответствующей подготовки и квалификации, у них не оказалось конспектов, по которым они должны вести занятия, кое-как оформлены и другие необходимые документы — журналы, карточки вождения. Не было расписания, а машины, на которых курсантов будто бы обучали вождению, были словно лишь для показа.
На самом деле, как отмечали и на заседании комиссии, во многих школах занятия сводятся к оплате за прохождение курсов, нескольким урокам по вождению. Нет ни тренажеров, ни наглядной литературы, ни современных пособий, ни автодромов. Школы просто выдают справки о прохождении курсов. А ведь когда-то занятия на них велись очень серьезно и в течение пяти месяцев, а не двух, как сейчас. Итогом всего этого стала следующая картина, которую нарисовали на заседании городской комиссии по безопасности на транспорте, возглавляемой заместителем акима города
За последние десять лет в стране в дорожных авариях погибло 35 тысяч граждан, материальный ущерб составил десятки миллиардов тенге. За прошлый год в Алматы было зарегистрировано более двадцати тысяч дорожно-транспортных происшествий, то есть около восьмидесяти ежедневно.
В двух с половиной тысячах пострадали люди: погибло 220 человек, ранено 2800. Таким образом, число погибших в ДТП по сравнению с предыдущим годом увеличилось на двадцать пять процентов, раненых — на тринадцать процентов.
Подсчитано, что 150 аварий совершили недавние выпускники курсов по подготовке водителей.
Показателен количественный расклад подготовленных в учреждениях разных отраслей. За прошлый год школы министерства образования выпустили 1400 водителей, «Отан» — около семи тысяч, а больше всех обучили курсантов частные школы — двадцать три тысячи. Этот, самый большой поток, и делает погоду на автодорогах республики, так как именно в этих школах самая слабая подготовка. К такому выводу пришли члены комиссии и приостановили деятельность школ до исправления недостатков.
Особенно опасен непрофессионализм на общественном транспорте. Итоги рейдов дорожных полицейских приводят в шок. Оказывается, некоторые водители не имеют соответствующей квалификации и прав, необходимых для вождения этого вида транспорта. Почти семьдесят водителей маршруток и автобусов в прошлом году были задержаны в нетрезвом состоянии за рулем. Видимо, советская система проверки медиком перед выходом в рейс водителей была в свое время оправданной и эффективной. Сейчас автопарки в частной собственности, и пассажирам приходится надеяться только на везение и счастливый случай.
Несколько десятков пассажирских автобусов во время проверки оказались в неисправном состоянии. Неслучайно по числу дорожно-транспортных происшествий водители пассажирских автобусов занимают второе место. Чаще всего они выезжают на встречную полосу движения и совершают проезд на «красный» свет.
В свою очередь у водителей немало накопилось претензий к властям, дорожникам и полицейским. Город оказался не готов к такому количеству автотранспорта, а он все увеличивается. Только за прошлый год в Алматы было завезено автомобилей на полмиллиарда долларов.
При этом строительство паркингов, крупных и мелких развязок идет очень медленно. Если учесть, что каждая крупная развязка строится два-три года, то обещанные два десятка появятся только ко второй половине века. К тому же, их строительство еще более усугубляет ситуацию и приводит к пробкам и заторам на городских трассах, так как движение в связи с закрытием перекрестков не продумано.
Однако специалисты института транспорта, проводившие исследование причин автозаторов, пришли к выводу, что виноваты в них главным образом все-таки сами водители, их непрофессионализм и пренебрежение к элементарным правилам дорожного движения.
Выборочному обследованию подверглись шесть наиболее подверженных автозаторам перекрестков, которые парализуют городскую транспортную сеть.
В 58 процентах случаев их причинами стали грубейшие нарушения правил дорожного движения. В том числе почти 40 процентов — это выезд на полосу встречного движения, нарушение, которое совсем недавно считалось исключительным случаем. Проезд на запрещающий знак светофора был отмечен в 37 процентах, игнорирование дорожных знаков и разметки — в 23 процентах, нарушение правил маневрирования — в 18 процентах, правил парковки — в 13 процентах случаев. А низкая пропускная способность транспортных узлов стала причиной заторов лишь в девяти процентах! Члены комиссии заметили также, что многие грубые нарушения водители допускали на виду у дорожных инспекторов.
В Институте ТОО «НИИ транспорта Казахстана» разработали программу улучшения режима движения городского транспорта, предложения по строительству новых транспортных развязок. Будет ли она утверждена и должным образом профинансировано, пока неизвестно.
Но прогнозы скептиков таковы: ситуация уже вышла из-под контроля и без коренных кардинальных мер ее не исправить. А закрытие школ, скорее всего, закончится тем, что большинство из них снова откроют и они после некоторых косметических манипуляций вновь начнут штамповать недисциплинированных водителей-неучей.