Между тем, авторы закончили работу над проектом и в Алматы на прошлой неделе состоялась первая неофициальная презентация очередного кодекса Казахстана его разработчиками — главным инженером проекта Габдулмажитом Саликовым и юристом Игорем Петраковым. А на этой неделе, как ожидается, предстоит первое чтение законопроекта в парламенте.
Откуда набрать водицы для законотворцев
Первый казахстанский Водный кодекс был принят еще в 1993 году. Со сменой социально-экономических, правовых, экологических условий жизни страны было решено привести в соответствие и законодательство. В том числе откорректировать и Водный кодекс, в котором обнаруживалось все больше путаницы. Так, оросительный канал был отнесен к водным объектам, земля под каналом — к землям водного фонда, а собственно вода находилась в исключительной собственности государства. Такая правовая несуразица начала отрицательно сказываться на реформах, проводимых в орошаемом земледелии.
К тому же, новые кодексы — гражданский и налоговый — явно требуют пересмотра кодекса о водных проблемах. В свете начавшегося трехлетия поддержки аула, еще в сентябре 2002 года данный кодекс был назван главой государства в числе приоритетных. Поскольку рыночные условия хозяйствования должны давно быть упорядочены и в сфере управления водными ресурсами государства, к которым относятся как к стратегически важным в подавляющем большинстве стран мира.
Почем нынче водичка для потребителя?..
Понятно, что переводить на самоокупаемость водохозяйственные мероприятия в республике никто не планирует и после принятия нового кодекса. Ведь до 75 процентов воды используется в сельском хозяйстве, которое пока рентабельным назвать никто не отваживается.
К примеру, один кубометр водопроводной воды стоит в Алматы почти 11 тенге, а для полива сельхозугодий стоимость доставки воды в республике колеблется в пределах 3-13 тиынов. И даже такие мизерные цены вызывают недовольство казахстанских фермеров. Однако, за удовольствие нужно платить, утверждают разработчики. К тому же, платить по довольно смешным ценам. Цены на доставку воды и за пользование водными объектами и водохозяйственными сооружениями по-прежнему будут контролироваться правительством и антимонопольным комитетом. В некоторых азиатских странах стоимость воды в себестоимости продукции тянет до 25%, у нас же всего 3-4%.
И для государства…
Еще в период Советской власти водохозяйственная инфраструктура государства считалась самой капиталоемкой. По экспертным оценкам, в 80-х годах на объекты водного хозяйства затрачивалось более $2,5 млрд. Сейчас же множество объектов по республике остались бесхозными. Эти объекты можно брать и восстанавливать, и даже передавать в безвозмездное пользование, что также нашло отражение в новом кодексе.
Ведь сейчас, по приблизительным подсчетам специалистов, ежегодно на ремонт, реконструкцию и очистку водохозяйственных сооружений Казахстана требуется порядка 25 миллиардов тенге, однако тратится почти в два раза меньше. Так, общий объем инвестиций, необходимых для реализации отраслевой программы «Питьевые воды» до 2010 года, оценивается в 115 млрд. тенге, то есть получается порядка 13 миллиардов в год. Из них на развитие и реконструкцию городских систем водоснабжения предполагается затратить 66,5 миллиарда тенге. На реконструкцию сельских систем водоснабжения будет затрачено 51,64 миллиарда тенге. Мероприятиями отраслевой программы охвачено более 3 миллионов горожан и около 4 миллионов сельских жителей.
По мнению Габдулмажита Саликова, государство должно обеспечить население питьевой водой гарантированного качества и в достаточном количестве. Право общего водопользования для гражданина Казахстана возникает с момента его рождения, и не может быть отчуждено ни при каких обстоятельствах. Оно является бесплатным и не требует разрешения.
Также в проекте кодекса в отдельный вид выделяется специальное водопользование, которое является платным и осуществляется на основе лицензий. Получателями лицензий будут водопользователи, производящие забор воды непосредственно из водных объектов как для удовлетворения собственных потребностей, так и поставки другим потребителям.
Что кодекс грядущий нам готовит…
Первый вариант проекта состоит из общей и особенной частей, которые в свою очередь делятся на 11 разделов, 33 главы, 149 статей.
По мнению разработчиков, в основу разработанных принципов водопользования заложены международные нормы по справедливому и равному доступу водопользователей к водным ресурсам и интегрированное управление водными ресурсами. Для этих целей были проанализированы документы международного водного права и законодательства России, Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана, Украины, Франции и Англии.
Впервые в казахстанском проекте Водного кодекса проведена четкая грань между водными объектами и водохозяйственными сооружениями, а также урегулированы вопросы собственности на них. Так, водохозяйственные сооружения должны быть разделены на объекты республиканской, коммунальной собственности, а также некоторые могут находиться в частной собственности юридических или физических лиц.
Особняком стоят сооружения, имеющие стратегическое значение для ряда государств региона. Они не подлежат приватизации, ими распоряжаются по указу президента и представлению правительства. Эти объекты лишь в исключительных случаях могут быть переданы в аренду или концессию.
Затем идут объекты республиканской собственности. К сожалению, в последние годы была допущена большая ошибка. Многие сооружения были переданы в ведение местной исполнительной власти. В результате объекты пришли в аварийное состояние, поскольку средств в местных бюджетах на их содержание не было. В 2000 году был разработан новый подход к целевому назначению и классификации собственности. Эксперты пришли к заключению, что сооружения, располагаемые на водных объектах и регулирующие объем воды и ее подачи, должны находиться в республиканской собственности.
В настоящее время насчитывается порядка 90 объектов республиканской собственности, с принятием же Водного кодекса их станет более 300. Причем финансироваться они будут за счет средств республиканского бюджета и управлять ими будут государственные предприятия. К примеру, Большой алматинский канал (БАК) берет начало в Шелеке, а воду сбрасывает в Шемолган. В БАК впадают десятки мелких речушек. А значит, хозяйское управление каналом даст возможность маневрировать этими водными ресурсами.
Водный кодекс как дело чести!
Основу государственного управления составляет бассейновый принцип управления водными ресурсами, который был фактически только продекларирован в первом кодексе воды. Созданные бассейновые советы при участии местных исполнительных органов власти, крупных водопользователей, ряда министерств и заинтересованных организаций должны будут утрясать хозяйственные споры, регулировать права и обязанности сторон, разрабатывать водную политику и аккумулировать средства на поддержание водного бассейна в нормальном состоянии.
Согласно проекту кодекса, сельчане будут также участвовать в создании особой формы собственности на недвижимость, таких как водохозяйственный и гидромелиоративный кондоминимум по владению сооружениями, находящимися на территории нескольких районов или населенных пунктов. А на поддержание водохозяйственных сооружений средства будут выделяться из госбюджета, что уже заложено в трехлетнюю программу поддержки аула.
В общем, лиха беда — начало. Пока же, налицо нонсенс: требования к качеству воды в Казахстане жестче, чем во Франции, а наша водопроводная водичка гораздо хуже. Так что пришло время переходить от слов к делу.